
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
20 что должна быть нзв?стная гармонія, вырабатываемая практикой, прич?мъ наруш?ніе ?я всегда для государст в е н н а я хозяйства убыточно. Безчисленныя формальности, коими сопровождаются таможенные сборы, всегда для торговли тягостны. Надо отличать формальности, необходимыя по существу д?ла, отъ формальностей, вводимыхъ только для контроля надъ чиновниками. Въ области первыхъ облегченія ввбдить всегда трудно; зато въ области вторыхъ зачастую возмож ны огромныя упрбщенія съ улучш?ніемъ состава чиновниковъ и съ повышеніемъ ихъ вознагражденія, при чемъ повышені? расходовъ почти всегда покрывается выгодами по оживленію торговли. Въ Россіи обыкновенные государ ственные доходы выразились въ 1896 г. въ сл?дующихъ процентных?* отнош?ніяхъ (безъ дохода съ каз?нн. жел. дорогъ): Прямые налоги . Косвенные .налоги . . 9,25 /о 54,18 „ 6,95 7,84 6,22 9,01 „ „ „ „ # (съ таможенными) Пошлины . . . . . Регаліи . . Казенныя имущества Выкупные платежи . . Возм?щені? расходовъ государств. казначейства... . Доходы разные . . . . Итого . . 5,94» 0,61 „ 1,00°/о /. Равнов?сге бюджета. Интересы государственна^ хозяйства тр?бують не только, чтобы доходы и ра сходы были въ соотв?тствіи, но еще что-бы время поступленія доходовъ соотв?тствовало времени производстварасходовъ. Когда нельзя достичь равнов?сія между расходами и доходами, получается либо дефицитъ, либо «злишекъ. Излишекъ въ государствен ныхъ доходахъ р?дко предусматри вается, ибо трудно оправдывать явно излишнія обложенія. Дефицитъ, наоборотъ, всегда долж?нъ предусматри ваться и въ бюджет? всегда бываетъ указанъ источникъ. изъ коего дефи цитъ предполагается покрыть. Нын? почти во вс?хъ государствахъ расходы возрасли до такой степени, что временные дефициты явленіе за урядное. Въ нихъ невидятъ даже ни чего тревожнаго, если предполагаемые въ бюджет? расходы находятъ для страны полезными и ц?лесообразными. II. Государственные долги являются прямымъ посл?дствіемъ д?фицитовъ, такъ какъ въ огромномъ болыпянств? случа?въ покрывать дефициты можно только государственными займами. Пользованіе государственнымъ кредитоыъ и управл?ніе государственными долгами составля?тъ въ настоящее время одну изъ трудн?йшихъ областей государственная хозяйства. Всякій государственный за?мъ отвл?каетъ н?которы? капиталы отъ частныхъ предпріятій. Въ то же время всякій государственный долгъ налагаетъ н?которое финансовое бремя на грядущія покол?нія. Зато государст венные займы создаютъ особую об ласть, въ которой капиталисты могутъ находить пом?щ?ніе для своихъ капи таловъ, а спекуляція—пр?дм?тъ вы годной торговли. Можно отм?тить^ и то, что болыпі? государственные долги, когда ими народное хозяйство не разстро?но, т. е. когда они соотв?тствуютъ богатству народа (напр. въ Англіи) или когда они вызваны произ водительными затратами (напр. на устройство жел?зяыхъ дорогъ) могутъ приносить больше пользы, ч?мъ вреда, создавая регулирующей эл?м?нтъ среди биржевыхъ ц?нностей и обширную консервативную группу среди влад?льц?въ фондовъ, г