
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
625 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 626 В течение многих лет земства приглашали на службу в интересах экономии фельдше ров, к-рым предоставлено было право само стоятельного лечения больных. Фельдшера размещались в разных пунктах уезда; изред ка эти фельдшерские пункты посещались для контроля их деятельности разъездными зем скими врачами, которых было очень мало. Земские деятели держались в первые деся тилетия существования земства того взгля да, что у «простого народа» бывают б. ч . «простые» б-ни, что фельдшер якобы ближе к населению, т. е. что «доктор—барский ле карь, а фельдшер—мужицкий лекарь». Да же более прогрессивное Московское губ. земство деря-галось в начале своей деятель ности того мнения, что «вообще крестьяне любят лечиться у себя дома и что надо толь ко предоставить врачу для приема чистую избу, устроенную самым простым образом, т. к. крестьяне предпочитают всегда жить в простой избе и оставаться в своей одежде, избегают благоустроенных комнат, снабжен ных удобствами..., и устройство настоящей больницы повлечет лишь лишние расходы, между тем почти никто в нее охотно не пой дет».—Насколько был развит фельдшеризм в земстве, видно из того, что в 34 земских губерниях еще в 1910 г. было 2.620 само стоятельных фельдшерских пунктов. Развитие фельдшеризма было тесно связа но с т. н. «разъездной системой» мед. помо щи. Суть ее заключалась в том, что земскому врачу, жившему в городе или в уезде при амбулатории, вменялось в обязанность в определенные сроки объезжать все селения соответствующего района для оказания вра чебной помощи населению или посещать фельдшерские пункты для той же цели. Т . к. врачам приходилось также посещать селе ния, пораженные какой-либо эпидемической болезнью, выезжать по приглашению забо левших жителей и по требованию судебноследственных властей, то все время у них уходило б. ч. без пользы на разъезды, осо бенно в виду больших радиусов обслуя-гиваемых территорий. Вследствие постоянных разъездов врачей б-ным трудно было их за стать дома и даже узнать, где их найти. Зем ские деятели долго не считались с мнением врачей и врачебных съездов о нецелесооб разности разъездной системы, считая, что врачи якобы я-гелают избавиться от тягост ных разъездов и стремятся к «более удобной и покойной жизни» (постановление Харь ковского земского съезда 1881 г.); разъезд ная система казалась земцам наиболее ра циональной по своей дешевизне, наиболее якобы соответствовавшей сан. задачам,—оз накомлению с бытом населения (одно озна комление, понятно, не требовало от земства больших затрат),—стоявшим перед земской медициной, и отвечала по их мнению идее т. н. земской уравнительности, т. е. равно мерного обслуживания плательщиков зем ских сборов. Врачебные съезды в 70-х и 80-х гг. требовали отмены разъездной систе мы; врачебная комиссия Полтавского зем ства еще в 1867—70 гг. в своем, ставшем историческим, проекте организации участ ковой медицины высказалась за стационар ную систему. Следует иметь в виду, что толь ко с 80-х гг. передовые земства приступили к постройке сельских лечебниц и приемных покоев и работа земства в этой области раз вернулась лишь в 90-х годах. После долгой и упорной многолетней борь бы разъездная система стала с 80-х гг. по степенно вытесняться т. н. «стационарной системой» мед. помощи, при к-рой уезд де лился на определенное число мед. участков, обслуживаемых врачами, живущими в опре деленном месте, б.ч. при участковой б-це.При больнице обычно устраивалась амбулатория для приходящих б-ных, родильное отделе ние, иногда и специальные заразные бараки. Участковому врачу, оказывавшему амбула торную и больничную помощь на месте, вме нялось в обязанность выезжать в села лишь в случаях необходимости оказания экстрен ной помощи при появлении эпид. заболева ний. В целом ряде земских губерний суще ствовала т. н. «смешанная система» оказания мед. помощи, т. е. уезды были разделены на мед. участки с б-цами и амбулаториями в центре и с фельдшерскими пунктами на пе риферии, к-рые врач обязан был посещать в определенные сроки для приема б-ных и контроля за деятельностью этих пунктов, или же в одних частях уезда применялась стационарная система, в других—только разъездная. К 1890 г. исключительно разъ ездная система оставалась только в 50 зем ских уездах, в 46—была только стационар ная и в 258 земских уездах—смешанная, а в 1900 г. исключительно разъездная система сохранилась-только в двух уездах, стацио нарная—в 138, а смешанная—в 219 уездах. Согласно закону, земства имели право сами решать вопрос об отнесении тех или иных расходов за счет губернского или уездного земства. Губ. земства содержали губ. больницы, психиатрические лечебницы, фельдшерские школы и школы повиваль ных бабок и несли частично расходы по борьбе с эпидемиями и ассигновывали не которые суммы на устройство съездов зем ских врачей. Уездные же земства покры вали расходы по содержанию сети лечеб ных учреждений в сельских местностях и в уездных городах, а также в значительной части несли расходы по борьбе с эпидемиями. Что же касается оспопрививания, то в одних губерниях оно находилось в ведении губ. земств, в других—в ведении уездных земств. Губернские или уездные земства почти до конца 80-х гг. работали независимо одни от других, и лишь в нек-рых губерниях уста новилось между ними теснс»е сотрудничество в работе. Интересный пример в этом отно шении дало Херсонское губ. земство, к-рое уже с 1874 года стало выдавать субсидии уездным земствам в размере 7з их расходов на мед. помощь. В большинстве же губерний более тесная связь между губ. и уездным земством в деле медико-санитарного обслу живания населения начала устанавливать ся с начала 90-х годов. В 1868 г. земства тратили на мед. помощь 8,3% своего бюджета, на народное образо вание—5,1%; в 1871 г. соответствующие циф ры составляли 13,2% и 7,7%; в 1880 году— 17,9% и 14,3%; в 1890 г.—21,2% и 15,3%. В 1901 г. на медицинские нужды больший-