Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Сюита





(партия, партита), одна из наиболее старинных многочастных (циклических) форм, последование (suite) нескольких танцевальных пьес, написанных в одном строе и контрастирующих друг с другом только по характеру. Старейшими из подобных попыток являются обычные соединения падуаны с гальярдой в лютневых сборниках 1-й половины 16-го века, как напр. уже у Вольфа Гекеля (1562), у которого тема паваны удерживается в гальярде и лишь слегка измененная, излагается в трехдольном "тактовом размере" (См.); в начале 17-го века форма эта расширяется до четырехчастной и даже пятичастной. Так в 1611 у Пейрля (4-глсн.): "Paduan, Intrada (-Tripla), Dantz und Galliarda"; 1617 у Шейна: "Paduane, Galliarde, Courante (эти три 5-глсн.), Allemande, Tripla" (эти 2 4глсн.); 1649 у Иог. Нейбауера, в рукописном сборнике с., сохранившемся в кассельской национ. библиотеке, даже 6 частей (все 5-глсн): павана, гальярда, балет, куранта (в с-х 1–6 только эти 4), аллеманда, сарабанда [в 7-ой и 8-й с-х; в 7-ой – эти обе части в одноименном миноре, в 8-й – в одноименном мажоре). В Италии танцевальные с-ы в первой половине 17-го века не были в обычае; встречаются лишь в виде единичных случаев танцы с переменой тактового размера под назв. Balletto. Только после 1660 появляется в Италии танцевальная с. без вариационной формы под назв. "Sonata da camera"; возможно, что она ввезена туда непосредственно Иог. "Розенмюллером" (См.) Старинная итальянская соната (канцона) принимает с тех пор название Sonata da chiesa. Название с. появляется впервые в конце 17-го века у французских лютневых композиторов; наряду с этим для фп. является название партия (партита), впрочем Куперен применяет название ordre. Четырьмя характерными частями французской лютневой и фп-ной с-ы к концу 17-го века были: аллеманда, куранта, сарабанда и жига; если вставлялись еще другие части (Intermezzi: gavotte, passepied, branle, menuet, bourrée, а также doubles на танцев. пьесу), то это происходило обыкновенно между "сарабандой" и "жигой" (срв. отдельные статьи) Редко встречается вставная часть перед сарабандой, чаще бывает прелюдия или же "французская увертюра" перед аллемандой. Эта последняя форма приобрела около 1700 особенную популярность в оркестровом составе (оркестровая С.; срв. "Увертюра"). В новейшее время оркестровая с. вошла снова и употребление и разрослась до больших размеров, особенно благодаря Лахнеру, который в своих с-х проявил большое контрапунктическое искусство. Разновидность с-ы, также для оркестра (особенно для струнного), развивающаяся в самое последнее время, не придерживается главных типов частей старинной с-ы, а скорее приближается к дивертисменту 18-го века, т.е. состоит из ряда легко разработанных, принадлежащих более к "галантному стилю" частей, без применения контрапунктического искусства. Последняя называется также (лучше) серенадой.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia