Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Роговая музыка





изобретена в 1751 "Марешом" (См.), капельмейстером Сем. Кир. Нарышкина, директора придв. театров (1710–1775). Первоначально оркестр р-й м-и состоял из 4 охотнич. рогов (валторн), настроенных в D, Fis, A, D, к которым Мареш присоединил 2 трубы и 2 почтовых рожка, а в виде аккомпанемента – "машину" из колоколов, бравшую аккорды D-dur и A-dur. Вскоре этот состав оркестра ("охотничий") был заменен р-ми инструментами, в форме длинных конических трубок, параболически изогнутых у мундштука. Каждый рог мог брать только одну ноту. Мареш изобрел особый снаряд (надставку), прикреплявшийся к концу рога и устанавливавший его тон. Оркестр располагался шеренгами – дисканты, альты, тенора и басы; длинные рога устанавливались на особых подставках. Наибольший рог имел 81/4 аршин длины и давал затем постепенно повышаясь (уменьшаясь), рога хроматически доходили до Объем оркестра составлял 41/2 октавы; впоследствии, начиная с вверх для каждого тона были 2 рога и полный состав оркестра требовал 91 инструмента. Первоначално р. оркестр состоял из музыкально-необразованных крепостных людей, от которых требовалось лишь точное соблюдение счета, поэтому партии каждого инструмента писались на одной линейке и обозначались обычной круглой нотой, вместе с паузами (и разделениями на такты), которые нотировались знаком или . длительность которого = 1/4. Постепенно развивались оттенки исполнения и на рогах стало возможно исполнять , mf, pf, cal., и др. эффекты. Обозначение пауз также раздробилось на: 1/4 = , 1/8 = , 1/16 = . В 1757 нарышкинский р. оркестр впервые играл в присутствии имп. Елисаветы, которая повелела устроить подобный оркестр при имп. охоте, назначив Мареша капельмейстером "придв. егерской музыки". В подражание последней р-е оркестры были заведены некоторыми вельможами и полками. Первоначально рога были исключительно медные, но впоследствии их стали изготовлять также из дерева, причем внутри лакировали их, а снаружи обтягивали кожей. После Мареша (1789), капельмейстером придв. р-о ор-а назначен был "профес. музыки Екатеринославского университета" Карл Лау (родом чех, ум. в начале 19 в. в СПБ.), состоявший раньше капельмейстером р-го ор-а у гр. Разумовского, затем у Потемкина. Около 1818 один из придв. р. оркестров подарен был вместе с музыкантами, В. К. Константином Павловичем Вел. Герцогу Саксен-Кобург-Готскому Эрнсту I, а 1900 инструменты этого орк. приобретены из Кобурга в СПБ., в музей придв. оркестра (в музее есть и нотные партии р-го ор-а). В 1882 для коронации Александра III вновь изготовлены были 54 инструмента р-й м-и (для придв. оркестра); 1896 для коронации Импер. Николая II изготовлено было еще 57 рогов. Р. м. – явление чисто русское; оркестр, в котором каждый член может исполнять только одну ноту, мог родиться и существовать только в эпоху крепостного права, когда человека можно было превратить в безответное и механическое орудие. Первоначально Мареш сочинял для р-го оркестра небольшие несложные пьесы; постепенно репертуар расширялся, так что для р-го орк-а стали аранжировать даже весьма трудные технически симфонии Гайдна, Моцарта, Плейеля и др., увертюры (даже "Фрейшюц" Вебера в 20-х годах!) и отд. NoNo опер, танцы и др. Мало этого, 1775 у гр. Разумовского рог. орк. аккомпанировал при постановке оперы "Альцеста" Раупаха; 1801 в Москве в Петровском театре в концерте исполнена была опера "Наталья" Кашина, с аккомп. р-го орк-а гр. Шереметева, и т.п. Наибольший эффект р. орк. производил на открытом воздухе, где он был слышен за 4–5 верст, почему нередко употреблялся при торжественном исполнении кантат и ораторий (напр. в 1792 "Слава в вышних Богу". Сарти в СПБ.). Появление медных инструментов с пистонами изгнало из употребления в начале 2-й четверти 19-го в. рога с натуральными тонами. См. J. Chr. Hinrichs "Entstehung, Fortgang und jetztige Beschaffenheit der russ. Jagdmusik" (СПБ., 1796), "P. м. в России"; ("Русск. муз. газ." 1896, июнь), "Краткий истор. очерк р. м. в России" бар. Штакельберга (СПБ. 1896) и "Р. м. в России" во 2-м выпуске "Музык. Старины" (СПБ. 1903). См. также "Роде" 2. (Ф.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia