Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Риман





(Riemann), 1) Якоб, придв. музыкант начала 18-го века в Касселе. Издал: сюиты для гамбы с continuo, 6 скрипичных сонат с continuo и сонаты-трио для скрипки, гамбы и continuo. – 2) Гуго, составитель этого словаря, теоретик и музык. писатель, род. 18 июля 1849 в Гросмельра близ Зондерсгаузена, где его отец, Роберт Р. (1824–1896), был помещиком (композитор-дилетант, романсы, хоры и даже опера коего исполнялись в Зондерсгаузене). Первоначальные уроки теории Р. брал у Франкенбергера в Зондерсгаузене, а игре на фп. учился у Бартеля, Раценбергера и др. По окончании гимназии изучал в Берлине и Тюбингене сначала право, а затем философию и историю. Лишь по возвращении с похода 1870/71 Р. посвятил себя вполне музыке, будучи одновременно в Лейпциге студентом и учеником консерв.; 1873 он сдал университетские экзамены по философии в Гёттингене. После нескольких лет дирижерской деятельности в Билефельде, где он женился в 1876, Р. сдал 1878 при лейпцигском университете экзамен на приват-доцента музыки, но, не получив ожидаемого места в консерв., поселился учителем музыки в Бромберге, 1881–90 состоял преподавателем консерв. в Гамбурге и 1890–95 висбаденской консерв. 1895 Р. вернулся в Лейпцит и возобновил лекции по музыке при университете. Наряду с этим он организовал курсы для образования учителей музыки (классы теории и семинарии для учителей фп-ной игры), а 1899 основал историческое об-во камерной музыки (Collegium musicum). 1887 P. был избран почетн. членом академии св. Цецилии в Риме, 1894 – корол. академии во Флоренции, а 1899 эдинбургский университет возвел его в степень Dr. mus. hon. с. Кроме множества фп-ных пьес, романсов, фп-ной сонаты, 6 сонатин (op. 43), сонатины для фп. в 4 руки (op. 49), скрипичной сонаты (1875), струнн. квартета (op. 26), трио (op. 47), сборника упражнений "Systematische Treffübungen für den Gesang", несколких тетрадей фп-ных этюдов (op. 40, 41, 50, 55, 56, 60) и пр. и этого словаря ("Musiklexikon"; 1-е изд. 1882; англ. перевод Шедлока 1893–97, франц. перев. Ж. Эмбера 1896–99) изданы следующие сочинения P.: "Musikalische Logik" (кандидатская диссертация, 1873); "Musikalische Syntaxis" (1877); "Studien zur Geschichte der Notenschrift" (магистерская диссертация 1878); "Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre" (1880; 2-e изд. в расширенном виде под загл. "Handbuch der Harmonielehre" 1887, 3-е изд. 1898); "Die Entwickelung unsrer Notenschrift" (1881); "Die Natur der Harmonik" (1882); "Der Ausdruck in der Musik" (1883, эти три помещены в сборнике Вальдерзее "Sammlung musikalischer Vorträge"); "Die Μαρτορίαι der byzantinischen liturgischen Notation" (1882, в отчетах мюнхенской академии, а также отдельно): "Elementar- Musiklehre" (1882); "Neue Schule der Melodik" (1883); "Vergleichende Klavierschule" (1883); "Musikalische Dynamik und Agogik. Lehrbuch der musikalischen Phrasierung" (1884); "Praktische Anleitung zum Phrasieren" (вместе с Dr. Фуксом 1886, также под загл. "Katechismus der Phrasierung"); "Opernhandbuch" (1884–87; дополнение 1893); "Учение о модуляции" (1887; русск. перев. Ю. Энгеля, Москва 1898); перевод на немец. язык "Нового курса инструментовки" (1887) и "Происхождения литургического пения" (1891) Геварта; "Über Phrasierung im Elementarunterricht" (в отчете гамбургской консерв. 1887); "Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts" (1888). Ряд "музыкальных катехизисов" (1888–94; "Musikinstrumente", "История музыки" [2 части; русс. перев. Н. Кашкина, 1897], "Orgel", "Allgemeine Musiklehre", "Фортепианная игра" [русс. перев. А. Буховцева, 1892], "Kompositionslehre" [2 части], "Generalbassspiel", "Музыкальный диктант" [русс. перев. А. Ладухина], "Harmonielehre", "Musikästhetik" ["Wie hören wir Musik?"], "Fuge" [анализы фуг "Wohltemperiertes Klavier" и "Kunst der Fuge", 3 части]; "Vokalmusik" [вокальная композиция] и "Musikwissenschaft" ["Акустика с точки зрения музык. науки", перев. Н. Кашкина]); "Упрощенная гармония" ("Учение о тональных функциях в гармонии", 1893; русс. перев. 10. Энгеля, 1901; англ. перев. Беверунге 1895, франц. перев. Фмбера 1899); "Notenschrift und Notendruck" (1896, юбилейная брошюра фирмы Рёдер с 28 фототипиями in folio); "Geschichte der Musiktheorie im 9. bis 19. Jahrhundert" (1898); "Der Mensuralkodex des Magister Apel von Königshofen" (1897, в "Kirchenmusik. Jahrbuch" Габерля); "Geschichte der Musik seit Beethoven, 1800–1900" (1901); "Grosse Kompositionslehre" (2 t., 1902-03), "Тематич. разъяснение 6-й симфонии П. Чайковского" (русс. перев. М. 1898) и "Тематич. разъяснение симфонии Манфред П. Чайковского" (русс. пер. М. 1903). Далее следуют (с 1884) издания классических фп-ных произведений "с фразировкой" Р-а (в издании Зимрока [фп-ные сонаты Моцарта и Бетховена], Литольфа, Ф. Зигеля, Т. Штейнгребера [фп-ные концерты и пр. Баха и его сыновей, фп-ные произведения Рамо и пр.] и Аугенера ["Wohltemperiertes Klavier", "Kunst der Fuge" и инвенции Баха, фп-ные произв. Гайдна, все сонатины Кулау все сонаты Клементи, "Alte Kammermusik", новая фп-ная школа]); "Chansons von Gilles Binchois" (1892); "Illustrationen zur Musikgeschichte" (1893); "Reigen und Tänze aus Kaiser Mathias Zeit" (Лейпциг, Кистнер); "Rococo" (танцы знаменитых современников И. С. Баха; Лейпциг, Брейткопф и Гертель); переработка "Kompositionslehre" Маркса и т.д. Кроме того Р. с 1870 поместил множество критических, эстетических, теоретических и исторических статей в музык. и других журналах (сборник их издан был 1897 под загл. "Präludien und Studien") и редактировал, с 3-го издания вместе с В. Лангхансом, а co смертью последнего один, музык. отдел в "Konversationslexikon" Мейера.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia