Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Портаменто





(итал. от portar la voce, "переносить голос"; франц. port de voix), скользя от одного тона к другому; от legato отличается тем, что повышение или понижение тона производится здесь медленнее и кажется постепенным, а не моментальным, не скачком. При слишком частом употреблении п. производит впечатление неприятной манерности; наоборот, уместное его применение способно производить захватывающий эффект; оно доступно только человеч. голосу и смычковым инструментам. Указание, встречающееся во многих школах пения, что при п. голос при переходе ко второму тону должен пробежать гамму или даже ноты аккорда, является большим заблуждением – вряд ли может быть что-либо более бессмысленное. Настоящее, желательное п. совершенно подобно тому эффекту, который получается при быстром скольжении пальца по скрипичной струне вверх или вниз, при чем получается действительно постепенно-ровное, но отнюдь не поступенное изменение высоты тона. П. редко обозначается словом portamento или portar la voce; для обозначения же его пользуются большей частью следующим способом письма: а) если на второй тон не приходится нового слога текста, b) – если приходится. В новейшее время употребляют еще способ с):

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia