Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Пифагор





(Pythágoras), знаменитый философ (род. 582 до Р. X.), около 529 основал религиозно-политическую общину в Кротоне, догмы которой находились в связи с учениями египетских жрецов, у которых П., по преданию, учился. Сам П. ничего не написал, так что учение его, как и Сократа, изложено лишь в сочинениях его учеников. Музыкальные соотношения понимаются пифагорейцами в строго математическом смысле, т.е. они видят сущность консонанса в отношениях чисел, выражающих длину струн или колебания тонов (о последних говорит по крайней мере уже Эвклид). Музыкальные теоретики пифагорейской школы (Архитас, Эратостен, Дидим, Птолемей, Эвклид и др.) в качестве "каноников" представляют собой прямую противоположность Аристоксену и его ученикам – гармоникам, которые отрицали значение чисел. Математическая теория соотношений тонов у пифагорейцев отличается от современной главным образом в одном пункте, а именно в понимании терции; она определяет все соотношения тонов посредством квинтовых шагов (чистая квинтовая система), тогда как в наст. время мы определяем эти соотношения посредством квинтовых и терцовых шагов. Поэтому все величины, уклоняющиеся от современных определений тонов и основанные на квинтовой системе, – называются у нас пифагорейскими, как напр. пифагорейская терция (4-я квинта), пифагорейская малая терция (3-я нижняя квинта), пифагорейский полутон (256:243, 5-я квинта) и пр. Излишек, получаемый при сравнении 12-ти квинт с октавой, называется, вследствие этого, также пифагорейской коммой (срв. "Определение тонов"). В течение всей древности и средних веков основным приемом для определения интервалов оставалось квинтовое построение (срв. однако "Дидим"), и только арабы определяли консонанс терции в виде 4:5, малой терции в виде 5:6, даже сексты в виде 5:8 и 3:5 (срв. "Мессель", "Одингтон", "Рамос").

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia