Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Перечение





(нем. Querstand). Так называется в теории композиции неприятная уху гармоническая комбинация, получающаяся в том случае, если в двух рядом стоящих гармониях, имеющих общий, но гармонически-измененный тон, – тон этот берется во втором аккорде не тем же самым голосом, которым взят был в первом аккорде. Неприятное впечатление от п-ия получается вследствие того, что ухо не достаточно ясно воспринимает данные гармонические отношения; в этом легко можно убедиться уже по одному тому, что при многократном повторении перечащего последования это неприятное впечатление почти совершенно исчезает. Неприятный эффект п-ия неустраним в тех случаях, где нет других модулирующих шагов в голосах, которые устранили бы возможность предположения о нечистой интонации. Моцарт и Шуберт любят в своих фп-ных пьесах играть эффектами п-ия; исполнителю стоит, однако, только слегка выделить перечащий тон, чтобы вполне устранить неприятное впечатление. Опаснее всего п. при переходе из мажорного аккорда в минорный с тем же основным тоном (а), тогда как при ходах на большую терцию (b) и на малую терцию (с), оно не имеет значения:

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia