Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Modus





, 1), то же, что строй, лад, напр. M. lydius (лидийский лад, срв. "Церковные лады"); – 2) У старинных мензуральных теоретиков (12–13 века) – ритмическая схема для образования мелодии, напр. (Longa Brevis) в постоянном повторении (в виде трохеев) или (Brevis Brevis Longa, в виде анапестов). – 3) В мензуральной теории 15–16 века слово это служило для обозначения мензуры нот Maxima (M. major) и Longa (M. minor). Трехдольное деление Maxima (M. major perfectus), также как и Longa (M. minor perfectus), судя по указаниям различных теоретиков, – могло быть предписано различным образом (срв. 9-ю главу сочин. Г. Римана "Studien zur Geschichte der Notenschrift", и его же "Gesch. d. Musiktheorie, стр. 273 и слд.), но на практике обозначалось крайне редко; о наличности же его приходилось заключать по некоторым особенностям нотации (signa implicita или intrinseca, в противуположность к signa indicialia, – тактовым обозначениям). Так. при M. major perfectus появлялись рядом три черных Maximae (См. "Hemiolia"), при M. minor periectus – три черных Longae или две паузы-Brevis в начале времени, объединенного одним modus'ом (perfectio). Прибавка цифр 3 или 2 (См. "Diminutio") к темповому знаку (О 3, о 2) обозначала требование мензуры M. minor, ибо давала ноте longa длительность предшествовавшей brevis.

Еще в энциклопедиях