Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Минорный строй





(минорный лад, м. наклонение) – строй, в котором тоникой (аккордом, пригодным для заключения) является минорный аккорд. С тех пор как был установлен принцип заместительства (представительства) созвуков, т.е. принцип понимания тонов в смысле замещаемых ими аккордов, принято рассматривать строй как систему, построенную на трех созвуках: тонике, доминанте и субдоминанте; при этом м. с. строится на минорной тонике, минорной субдоминанте и мажорной доминанте, напр. (срв. "Функции"): Эти три аккорда и в самом деле чаще всего встречаются в минорной гармонии. Они же образуют минорную гамму, в которой содержится шаг на увеличенную секунду: Лишь в 19-м веке решились признать этот звукоряд настоящим типом минорной мелодики, нормальной минорной гаммой [так назыв. "гармонической"]; одинокая, более ранняя попытка была сделана впрочем еще в 1766 Г. Г. "Лингке" (См.). Раньше же, со времени образования современных строев из церковных ладов, м. гамма представлялась в виде: Это так назыв. "мелодическая минорная гамма" (впервые установленная в кач. нормальной Рамо 1722). Нет сомнения, что такая гамма действительно имеет мелодический характер, чего нельзя сказать о гармонической м. гамме вследствие скачка (hiatus) gis. Новейшая музыка учит, однако, что всякая гамма может быть покрыта внегаммовой гармонией (при чем не произойдет никакой модуляции), срв. "Тональность". Спор о том, какому виду м-ой гаммы отдать первенство, был бы поэтому напрасным. Гаммы представляют собой, с точки зрения современного понимания сущности гармонии, ничто иное как типы мелодической фигурации, т.е. заполнения пробелов между тонами какого-либо аккорда промежуточными тонами; последние могут быть различны, смотря по отношению аккорда к тонике, и даже для самой тоники они не всегда одинаковы. Простейшим видом гаммы на тонике будет, однако, та, которая пользуется только тонами обеих доминант, принадлежащих к одному и тому же наклонению; точно также, простейшему виду м-го с-я, выраженному тремя созвуками, свойственна не приведенная выше мажорная доминанта, а доминанта минорная: Исходным пунктом, объединяющим отношения тонов минорного "аккорда" (См.), является его верхний тон (в a-moll-ном аккорде – тон е); если мы поведем гамму от этого тона к его нижней октаве, то получим: Схема этой гаммы абсолютно сходства со схемой мажорной гаммы; разница только в том, что первая строится вниз от исходной ноты, а вторая – вверх: Эта чистая (натуральная) минорная гамма – любимейшая гамма древних греков (дорийская; срв. "Греческая музыка", срв. еще "Фригийский церковный лад" и "Церковные лады"); очень часто встречается она также в народных русских песнях (См. "Мельгунов"). Истинное значение ее было впервые выяснено К. Фортлаге ("Das musikalische System der Griechen in seiner Urgestalt", 1847) и О. Краусгаром ("Der akkordische Gegensatz", 1852); за ними последовали К. Ф. Вейцман, А. ф. Эттинген, ф. Тимус, Риман, Тюрлингс, Гостинский, Юрий Арнольд, Мельгунов, Фр. Маршнер, И. Клаузер; до Фортлаге защищал идею гаммы с малой секундой уже Блэнвиль ("Troisième mode", "Mode hellénique"), за коим опять-таки в последнее время последовал Никола д'Ариенцо. При таком способе понимания м-го строя, мажорная доминанта в миноре является чем-то подобным минорной субдоминанте в мажоре ("Molldur" Гауптмана). Только этот способ и в состоянии дать твердый базис для установления начал минорной гармонии и своеобразной мелодики греческих, шотландских, скандинавских, русских, венгерских и чешских напевов, адекватная гармонизация которых так долго казалась неразрешимой задачей. Замечательно, что до появления многоголосия, мелодии понимались гораздо чаще в смысле чистого минора; то же наблюдается и по сие время у народов незнакомых с многоголосием, тогда как у народов с музыкальной культурой, основанной на многоголосии, замечается противоположная склонность.

Еще в энциклопедиях