Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Мензуральное нотное письмо





, так называлась, в противоположность "хоральному нотному письму" (См.)? изобретенная в 12-м веке на Западе нотация, при помощи которой оказалось возможным записывать не только высоту нот, но и их длительность (mensurabilis = измеримый). В м. н. п-ме явилась потребность, когда поющие вместе голоса стали произносить некоторые слоги в пении не одновременно, а в разное время. До конца 13-го века применялись из нотных длительностей м-гон. п-а только следующие: Лишь около 1300 появились более мелкие длительности: Около середины 15-го века ввели вместо этих черных нот белые; черные нотные головки остались только у самых мелких нотных длительностей (См. "Color"). Вследствие этого знаки получили следующий вид: Как отсюда видно, нотные знаки, начиная с semiminimi, писались двояким образом; второй способ писания, как известно, одержал победу и употребляется поныне. Точно также колебались и знаки пауз, начиная с Fusa, а именно в одинаковом значении употреблялись знаки пауз или (восьмая), или (шестнадцатая), пока наконец в обоих случаях второй вид знаков (с повернутыми влево хвостиками) не приобрел исключительного господства. Относительно значения связных фигур в м-м н. п-е, срв. "Лигатуры". Обычное в наше время закругление нотных знаков было употребительно в скорописном письме уже в 16-м веке (однако не у каллиграфов); в печати оно было введено, за исключением единичных попыток Карпантраса (1532) и Р. Гранжона (1559), лишь около 1700. Относительно особых определений значения отдельных нотных знаков (мензура) смотря по тактовому обозначению (Modus, tempus. prolatio), а также по положению между нотами большей или меньшей длительности (перфекция, имперфекция, альтерация), равно как относительно пропорций, в особенности "Hemiolia" и "Sesquialtera", а также относительно "Augmentatio" и "Diminutio", cм. все эти слова. Многие старинные музык. теоретики обстоятельно описывали м. н. п., в особенности Иоанн де Гарландиа, Франко, Зальтер Одингтон, Маркет Падуанский, Иоанн де Мурис, Иоанн Гинкторис, Франкино Гафори, Зебальд Гейден и Генрих Глареан срв. сборники сочинений средневековых музык. писателей Герберта и Куссмакера). Из новейших музык. писателей о м-м н-м п-е писали в особенности Амброс, Г. Беллерман, Г. Якобсталь и Г. Риман. Для наглядного изображения м-го н. п. может служить первый Kyrie из мессы Гобрехта "Averegina Coelorum":

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia