Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Ларош





, Герман Августович, музыкальный критик, род. 13 мая 1845 в СПБ., ум. 6 окт. 1904 в СПБ. Сын преподавателя француз. языка; общее образование получил дома, музыкальное в Спб. консерватории (кл. композиции Зарембы и А.–Рубинштейна), где учился 1862–66 вместе с Чайковским, с которым остался близок навсегда. Первой крупной – и пожалуй наиболее значительной работой Л. была статья "М. И. Глинка и его значение в истории музыки" ("Русск. Вестник", 1867, кн. 10; 1868, кн. 1 и 9), написанная в Москве, где Л. 1867–70 преподавал теорию музыки в консерв. Определив характерные черты школ немецкой, француз. и итальянской, Л. выясняет в этой статье, что взял Глинка от каждой из них и как сумел все это претворить соответственно духу русской народной музыки и таким образом, явиться Пушкиным в музыке, создателем русской самобытной школы. Статья эта сразу поставила Л. в ряды наиболее выдающихся русских муз. критиков; в ней ярко выказались лучшие характерные стороны дарования Л.: блестящий язык, остроумие, широкое знакомство с литературой, как музыкальной, так и общей, уменье оригинально осветить предмет. Последующие статьи Л. не лишены тех же достоинств, но не всегда отличаются последовательностью, систематичностью и ясностью основной точки зрения. Л. настаивал на универсальном музыкально-просветительном значении классиков (главн. образом средневековых контрапунктистов, Баха, Моцарта); защищал консерватории поскольку те положили тот же взгляд в основу системы преподавания, восставал против многих новшеств "новой русской школы", и программной музыки (сторонник Ганслика), и вообще, может быть назван представителем консервативного начала в русской музык. критике. В 1872–79 Л. был профессором консерв. в СПБ., куда переселился 1871, затем снова вернулся в Москву, где 1883–86 читал историю музыки в консерв. С начала 90-х годов Л. живет в СПБ. После "Русского Вестника" Л. писал в "Современной летописи", "Московских Ведомостях" (в годы пребыван. в Москве), "Голосе" (фельетоны 1872–79), "Новостях", "России"; кроме того (См. "Журналы в России") в "Музык. сезоне", "Музык. листке", "Музык. и Театрал. Вестнике" (1883), "Музык. Обозрении", "Ежегоднике Импер. Театров", "Мире Искусства". Отдельно изданы: "М. И. Глинка etc." (Москва, 1868); "Музык.-критические статьи" (СПБ., 1894). См. еще статью Л. об Улыбышеве. в "Новой биографии Моцарта" Улыбышева (Москва, 1890–91), предисловие Л. к сборнику фельетонов Чайковского (Москва, 1898), брошюру "На память о Чайковском" (Л. и Кашкин, 1894), воспоминания Л. во II и III выпусках "Жизни II. И. Чайковского (1900–1902), а также превосходный перевод книги Ганслика "О музыкально-прекрасном" (с предисловием Л. Москва, 1895). В качестве композитора Л. выступил с увертюрой к опере "Кармозина", симфоническим Allegro и несколькими (6) романсами. (Э.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia