Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Крюки





, крюковая семейография (знаменное письмо), русское безлинейное церковное нотописание, система которого окончательно выработана была к концу XVII в. Знамен довольно много; их можно разделить на начертания основные (до 20), наприм. параклит, крюк, стопица, палка, статия, запятая, чашка, стрела, крыж и т.д., и дополнительные (добавочныя): подчашие, подвертка, оттяжка или задержка, отсека, точка, облачко, сорочья ножка и др. Из соединения этих знамен происходят как бы самостоятельные знамена, считающиеся за одно целое, напр. статия с запятой и крыжем, крюк с подверткой, стрела крыжевая с оттяжкой, и т.п. Некоторые из знамен обозначают только один звук, другие два и более. При помощи крюкового письма так или иначе могли быть выражены все стороны певческой мелодии, а именно: а) Высота звуков. К-и обозначали не абсолютную высоту звуков, а лишь относительную, Весь церковный звукоряд, соответствующий среднему объему человеческого голоса, разделялся на четыре "согласия" (по 3 звука в каждом), в соответствии с чем и основные знамена (не все) делились на простые, мрачные, светлые и тресветлые. Название "простых" знамен произошло от того, что согласие низких звуков не обозначалось никакими добавочными указаниями, тогда как мрачные знамена имели у себя т. н. "мрак" для обозначения принадлежности их ко второму, высшему согласию; светлые (выше мрачных) имели т. н. "свет", а тресветлые (самые высокие) – "тресвет" (См. ниже крюков. азбуку). С введением в XVII в. киноварных "помет" (См.) каждое знамя, кроме того, имело помету, указывающую степень высоты звука. – b) Продолжительность звуков – в знаменах также не была определена резко. Одни знамена означали большую продолжительность, равную приблизительно нашей целой ноте, другие – среднюю, равную половинной, и третьи – малую, равную одной четверти. Существовали добавочные знаки, изменявшие продолжительность знамени, напр. оттяжка или задержка, поставленная с правой стороны около конца знамени, увеличивала длительность его, а отсека – уменьшала. – с) Направление мелодии. Знамена в этом отношении делились на двоегласные горе, т.е. означающия два звука в движении вверх, двоегласные долу – с движением вниз (обыкновенно секундами), и воспятогласные в два или три звука с движением сначала вверх, а потом вниз. Особыми знаками для указания направления служили воспятогласная кавычка или подвертка, точка, облачко, сорочья ножка, ломка и т.п. – d) Ритмическое движение; напр. стопицы указывали ряд повторяющихся на одной высоте нескорых звуков; голубчики имели значение звуков, приготовительных к высшему звуку и ритмическому ударению в напеве; стрела крыжевая обозначала сильное ритмическое ударение. Сюда же относятся: стопица с очком, громо-крыжевая стрела и др. Словом, при отсутствии в церковном пении симметричного ритма все ритмические ударения определялись в связи с ударениями текста – употреблением тех или иных знамен. – е) Отдельные мелодические обороты, – т.н. попевки, кулизмы, лица, фиты. Обороты эти различаются по гласам, по месту, занимаемому в общем течении мелодии, по характеру знамен предыдущих и последующих за ними. Это – как бы довольно пространные музыкальные периоды, записанные сокращенно условными знаками, отличающимися нередко от обычных знамен. – f) Характер исполнения. Уже самые названия некоторых знамен отчасти указывают этот характер, – мрачный, светлый, тресветлый. Сюда же относятся: россека, требующая раздельного исполнения звуков, змийца – мягкозвучная, скамейца, требующая грудного характера звука, голубчик борзый и тихий – с гортанными звуками, крюк с его полнотой и твердостью звука и т.д. Срв. "Знамя". В настоящее время чтение крюков облегчается пособиями, из которых главнейшие: Д. В. Разумовского. "Церковное пение в России". III вып. 1867–69; С. В. Смоленского "Азбука знаменного пения старца А. Мезенца." 1888. Его же. "O древне-русских певческих нотациях". 1901; Свящ. В. М. Металлова. "Азбука крюкового пения" 1899. В качестве образца начертаний знамен может служить следующая азбука XV в, из рукописи Б-ки Синодального Училища No 139; в этой азбуке над названием каждого знамени помещено его изображение. (П.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia