Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Комбинационный тон





называется третий тон (terzo suono), который возникает при одновременном звучании двух тонов различной высоты. Причина происхождения к-ных тонов вероятно та же, что и "биений" (Schwebungen); как известно, при звучании двух приближающихся друг к другу, но не вполне одинаково настроенных струн можно расслышать заметные усиления звука, повторяющиеся в правильные промежутки времени, – эти то усиления и называются толчками или биениями. Каждое отдельное биение следует рассматривать как совпадение максимумов сгущения звуковых волн обоих тонов. Когда число биений возрастает до 30 в секунду, становится невозможным различать отдельные толчки, вследствие чего получается впечатление низкого жужжания, т.е. является очень низкий тон, который и называется к-ным тоном. Необходимость возникновения этого тона обусловливается, таким образом, повторяющимися толчками. "Тартини" (См.), открывший к. т-ы, утверждал сначала (в "Trattato"), что высота их равна вообще высоте обертона, занимающего второе место в известном ряду обертонов, – именно в таком ряду, в состав которого данный (т.е. образованный двумя данными звуками) интервал входил бы, приходясь на возможно меньшие порядковые числа. Позднее, однако, он сам сделал поправку (в сочинении "Dei principj etc.") в том смысле, что к. т. соответствует всегда высоте первого (основного), а не второго тона вышеозначенного ряда. Это определение большинством новейших физиков было изменено таким образом, что число колебаний к. тона всегда соответствует разности (differentia) между числами колебаний (дифференционный, разностный тон). Несомненно, впрочем, что при всех обстоятельствах можно услышать тон, соответствующий основному тону гармонического ряда, (если только он не выходит за пределы, доступные слуху), все равно, причислять ли его к к. тонам первого или второго порядка. Дело в том, что при более точном исследовании оказывается, что слышен становится весь гармонический ряд, к которому принадлежит данный интервал и притом не только более низкие, но и более высокие тоны. По Гельмгольцу к-ные тоны интервала g: е' = т.е. по Тартипи каждый интервал производит сперва тот основной тон, к которому оба тона интервала являются ближайшими обертонами (здесь 3-м и 5-м) и затем уже полный ряд обертонов этого тона. Гельмгольц приводит еще другой вид к-ных тонов, а именно суммарные тоны, т.е. те, которые соответствуют сумме чисел колебаний тонов, составляющих интервал, следовательно по отношению к g: е' (3+5=8)=с". Однако утверждение, что этот тон выступает сильнее других из ряда, неправильно; напротив, весьма силен первый совпадающий обертон интервала, т.е. 15-й (3. 5 = 15) обертон h" (по Эттингену – фонический обертон; Г. Риман в разных случаях называет его тоном умножения; срв. статью Римана об исследованиях над к. т-ми в брошюре "Die objektive Existenz der Untertöne in der Schallwelle" 1875).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia