Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Кавос





(Cavos), Катерин (Catterino) Альбертович, композитор и капельмейстер, сын директора оперн. театра "Fenice" в Венеции, род. в 1776 там же, ум. 28 апр. 1840 в СПБ. Ученик Ф. "Бьянки" (См.), К. уже в 12-летнем возрасте написал приветственную кантату в честь австр. импер. Леопольда II, посетившего Венецию. 14-и лет он оказался достойнейшим среди конкурентов на пост органиста при церкви св. Марка, но добровольно уступил это место престарелому и бедному музыканту. Он был затем последовательно репетитором при оперной труппе отца, капельмейстером и балетным композитором в Падуе и учителем музыки в Венеции, после чего в конце 1797 отправился в СПБ. в качестве капельмейстера труппы Астарити, приглашенной директором Имп. театров, кн. Н. Юсуповым. Труппа вскоре была распущена Павлом I, но К. обратил на себя внимание и уже осенью 1798 принят был на службу Импер. театр., а весной 1799 назначен был капельмейстером. С 1803 он состоял капельм. итал. и русской оперы, а также "учителем музыки и пения" в театральном училище. В 1806 за К. осталось только управление рус. оперой, но он обязан был сочинять музыку для трех трупп: руск., ит. и франц. В тоже время получила развитие и его композиторская деятельность; много сил тратил К. также на приспособление больших иностран. опер к составу Импер. труппы, которая тогда еще не была разделена на оперн. и драматическую, как позже. Из первых произведений К. имели успех французская оперетка "Les trois bossus" (позже шла по русски) и опера "Les trois sultanes". Успех переделанной "Русалки" "Кауэра" (См.) навел К. на мысль написать нечто в том же роде (т.е. оперу с волшебно-русским сюжетом). За 2-ю (1804) частью "Русалки" (совместно с Давыдовым) последовала имевшая большой успех 4-актная опера "Князь-Невидимка или Личарда-волшебник" (Придв. театр, 1805, текст Лифанова) и "Илья-богатырь" (текст знамен. Крылова, 1806). В последней видны уже попытки внести русский элемент (в виде народн. песен) в музыку; опера эта в течение 20 лет была необходимой принадлежностью всех официальных торжеств. Но наибольший успех имела двухактная опера К. на сюжет кн. Шаховского "Иван-Сусанин" (шла впервые 1815), что объясняется тогдашним патриотическим подъемом общества. Благородный характер К. высказался между прочим и в том, что познакомившись с оперой Глинки на тот же сюжет, он сразу признал ее превосходство над своей и только благодаря его самоотверженным стараниям "Жизнь за царя" была поставлена на Импер. сцене. В то же время К. усердно писал балеты, сюжеты которых большей частью сочинял и разрабатывал знаменитый балетмейстер Дидло (Didelot). В 1811–29 К. был учителем музыки в Смольн. институте; в 1821 сделался инспектором, а в 1832 директором всех оперных Импер. оркестров. Постепенно повышаясь, жалованье его дошло до 21000 руб. (в 1832); весной 1840 он заболел и получил первый заграничный отпуск, но ум., не успев использовать его. На похоронах К. всеми оперными оркестрами и лучшими вокальными силами исполнен был реквием Керубини. К. был превосходным учителем пения и знатоком дирижерского дела, умевшим прекрасно сладить оркестр и голоса, каковы бы ни были наличные музык. силы. Музыка К. красива, хорошо написана, но мало оригинальна; в свое время она нравилась чрезвычайно; оперные формы К. носят также куплетный характер, но развиты шире куплетного речитатива его русских предшественников; русский элемент, зачатки которого замечаются в операх К., позднее развит был шире Верстовским, который впрочем сильно уступал К-у в мастерстве и стройности чисто-музыкального развития. Кроме указанных произведений К. написал еще оперы: четвертую часть "Русалки" (1806); комич. оперу "Беглец от своей невесты" (либр. Шаховского, 3 акта, 1806); "Крестьяне или встреча незванных" (либр. Датского, 2 д., муз. К. и Бюлана, 1814); "Вавилонския развалины" (3 д., 1818); "Добрыня-Никитич" (3 д., 1818, муз. К. и Антонолини); "Жар птица" (3 д., либр. Языкова, муз. К. и Антонолини, 1822); "Светлана" (либ. Жуковского, 2 д., 1822); "Новая суматоха" (комич. в 2 д.; pasticcio из прежних опер К. и других; либр. Шаховского, 1823);, "Юность Иоанна III" (5 д., сюж. Зотова, 1823); "Пьемонтские горы или Чортов мост" (3 д., муз. К. и Ленгарда, 1825); "Мирослава или костер смерти" (1827). Оперы-водевили; "Три брата горбуна" (1808 либр. К-а, перев. с франц. Лукницкого); "Казак-стихотворец" (либр. Шаховского, 1812). Балеты: "Зефир и Флора" (сюж. Дидло, 1808), "Амур и Психея" (сюж. Дидло, 1810), "Любовь к отечеству" (сюж. Вальберга и Огюста, 1813–14), "Ацис и Галатея" (сюж. Дидло, 1815), "Карлос и Розальба" (сюж. Дидло, 1817), "Роланд и Моргана (1825), "Федра" (сюж. Дидло; музыка К. и Турика, 1825), "Сатана" (муз. К., Турика и Шелихова, 1825). Музыкальные нумера: к водевилю Шаховского "Любовная почта" (1806), к переводной комедии "Мнимый невидимка" (1813), к комедии Шаховского "Откупщик Бражкин" (1815), патриотические куплеты (1815, и поныне исполняемые в столицах в инвалидных концертах); к пьесам и переложениям Шаховского: "Александр и София", Сокол кн. Ярослава", "Ивангоэ", "Буря", "Женщина лунатик", "Фингал" (драматич. поэма), "Аристофан", "Керим-Гирей" (1823–25); музык. компиляция к опере "Гений и Турбиель" (пер. с франц., 1828), к пьесе "Давид Теньер" (1832, Москва), "Семела" Жандра (1832) и др. Биография К-а нап. Г. Блохом (Ежег. имп. т. 1896–97, кн. II).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia