Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Инструменты





(срв. отдельные статьи о каждом из отмеченных здесь названий). Музык. инструменты делятся на: струнные, духовые и ударные. I. Струнные инструменты подразделяются на смычковые и арфообразные (термин этот придуман автором словаря за неимением какого-либо другого общепринятого; выражение "инструменты, в которых звук производится посредством щипка, ущемления и т.п." вряд ли более удачно, притом оно не охватывает и-ов из семейства фп.). Смычковые и. подразделяются на и. с ладами (устаревшие: , "лира") и на и. без ладов ("ребек", "виелла", "жига", "скрипка", "альт", "виолончель", "контрабас", "трумшейт"); особую категорию составляют смычковые и. с клавиатурой: Drehleier ("малороссийская лира"), Schlüsselfidel и "смычковое фп". II. Духовые инструменты подразделяются на деревянные и медные; все они, по способу извлечения звука, могут быть отнесены к лабиальным (губным) или к язычковым трубам; соединением многих духовых инструментов являются орган и родственные ему и-ы ("гармониум", "шарманка", "регаль", "оркестрион" и пр.). III. Ударные инструменты либо настроены и, следовательно, обладают сравнительно более высоким художественным достоинством ("литавры", "колокола" [Glockenspiel, Stahlspiel], "ксилофон"), либо производят шум, неопределенный в смысле высоты тона ("барабаны", "тарелки", триангль, "тамтам", "кастаньеты", "бубени" пр.). Трудно подвести под какой-либо из этих разрядов так назыв. адиафон (Gabelklavier). "Эолову арфу" вряд ли можно причислить к музык. инструментам, чего нельзя сказать о построенном по ее подобию анемохорде. Из бесчисленных эфемерных изобретений в этой области можно упомянуть еще: "клавицилиндр", "эвфониум" и "пирофон". И-ы для акустических исследований: монохорд, камертон и сирена. Срв. также "Механические музык. инструменты". Относительно старинных музык. инструментов срв. "Риман", "Катехизис истории музыки" (Москва, 1896), стр. 12–67, а также Wasielewski, "Gesch. d. Instrumentalmusik im 16. Jahrhundert" (Ί878); каталоги Карла Энгеля (1873–74) и Гипкинса (1888); О. Флейшера (1892); Rühlmann, "Geschichte der Bogeninstrumente" (1882) и пр. Наиболее значительной коллекцией музыкальных и-в является в настоящее время берлинское корол. собрание инструментов (директор О. Флейшер); в 1902 собрание это обогатилось посредством покупки оставшейся в Генте после смерти адвоката Снука (Snoek) частной коллекции последнего, лучшей из всех частных коллекций подобного рода (Срв. "Вит"). См. также Петухов М. "Народн. музык. инст-ы музея Спб. консерватории" (СПБ., 1884), Эйхгорн, А. "Полная коллекция муз. инструментов народов центральной Азии" (СПБ. 1885), Фаминцын, А. "Гусли" (СПБ. 1890) и "Домра" (СПБ., 1891), Петухов, М. "Опыт систематич. каталога инструментального музея Спб. консерватории" (СПБ. 1893), "Краткий словарь народн. русск. музык. и-в" (в музык. календаре-альманахе на 1896).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia