Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Имитация





(лат. "подражание") – повторение в одном голосе мотива, появившегося раньше в другом голосе. В эпоху расцвета имитационного стиля (15-16 век), искусство и. было доведено до почти невероятного совершенства, правда – часто во вред выразительности и Красоте (срв. "Нидерландцы"). Вряд ли искусство композиции совершенно откажется когда либо от тех перспектив, которые открываются при помощи имитационных комбинаций, но все же даже у лучших современных мастеров и. служит в настоящее время только интересной подробностью, а не корнем и самостоятельной целью сочинения. Важнейшие виды имитации: 1) и. в том же направлении (прямая). 2) и. в противоположном направлении (противо- положная), 3) и. в увеличении (augmentatio), 4) и. в уменьшении (diminutio); каждый из двух последних видов может быть комбинирован с каждым из первых двух. Контрапунктисты 15–17 веков применяли кроме того еще обратную имитацию, при чем мотив повторялся от последней ноты к первой (См. "Зеркальный канон"), – фокус, бесполезный в том отношении, что слушатель не в состоянии уловить его; они изобретали еще разные другие имитационные фокусы (выпускание пауз или мелких [черных] нотных длительностей, и. от конца к началу по отдельным строкам и т.п.). (Срв. "Повторение").

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia

Технологии свободы
Технологии свободы
Бахтияров О. Г.