Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Затакт





(нем. Auftakt) – неполный такт, начинающий музыкальную пьесу или фразу; так в следующем примере: з-м является отдельно стоящая вначале восьмая. В нашем нотном письме принято помещать тактовую черту всегда перед той долею такта, на которую приходится сильное (тяжелое) время тактового мотива (См. "Метрика"); поэтому все метрические члены (тактовые мотивы), начинающиеся со слабого (легкого) времени, рассекаются тактовой чертой на две части и становятся так сказать "затактными" Нет ничего бессмысленней, как и отделять подобный "затакт" от следующей за ним музыки и принимать тоны, содержащиеся между двумя тактовыми чертами, за отдельный мотив. Мало этого, даже в пьесах, начинающихся с полного такта (на "раз"), можно всегда легко проследить, сколько приходится отделить в конце одного такта на долю з-а к следующему. И это вполне понятно, ибо на з. нельзя смотреть, как на одну из возможных музыкальных форм; нет – это форма коренная, исходная, служащая прообразом любого музыкального построения. Всякая новая фигурация меняет длительность затакта; положение это – по крайней мере в такой резко-определенной форме – впервые высказано составителем этого словаря. Срв. "Musikalische Dynamik und Agogik" (1884) "Римана", где рассмотрено постепенное падение ритмической теории прошлого столетия. Срв. "Метрика".

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia