Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Журналы в России





(музыкальные) в России, несмотря на сравнительно редкое появление и недолговечность, уже имеют свою довольно обширную историю, до сих пор, однако, очень мало выясненную. Полных экземпляров наиболее старых журналов не имеется даже в Имп. публ. библ. и библ. Академии Наук в Спб.; до сих пор вряд ли возможно точно установить хотя бы полный список русских м. ж-ов. Между последними необходимо различать а) нотные ж-ы, б) собственно "м. ж-ы" (критика, история, биография и т.д.), в) ж-ы муз.-театральные и художественные, т.е. имеющие кроме специально музык. отдела также отделы, посвященные театру и др. искусствам, г) ж-ы смешанного характера, литературные, но с выделенным муз. отделом, и наконец, д) периодические сборники и альманахи, посвящ. целиком или частью музыке или муз. пршиожениям. Последних сравнительно немного; игнорировать их, однако, нельзя, т.к. вначале они во многом восполняли пробел в издании собственно-муз. журналов. Нижеследующий перечень м. ж-в в России (по 1902) составлен в хронологич. порядке. – 1) "Музыкальные Увеселения". 1774. Москва, ежемес. 4А, изд. X. Л. Вевер; первая попытка м. ж-а в России; по указанию Лисовского вышли т. 1–4; 2) "Journal de Musique pour le Clavecin ou Piano-forte". Dédié aux dames par B. W. Amateur, вероятно в конце 1770-х г.; Спб., ежем., изд. кн. маг. И. Вейтбрехта; 3) "Российский Феатр или полное собр. всех Российских Феатральных сочинений" (сборник части I – XLIII). Спб. 1786–94, изд. при Имп. Акад. Наук; заключает целый ряд либретто русских опер 18 века; 4) "Санктпетербургский Музыкальный Магазин для клавикордов или пиано-форте, посвященной женскому полу и любителям сего инструмента". 1794–1795. Спб. Ежем., изд. И. Д. Герстенберга; 5) "Журнал Санктпетербургского Италианского театра, сод. в себе избраннейшие пиесы из представл. на здешнем театре комич. опер". 1795. Спб., ежем., изд. Брейткопфа; 6) "Магазин Общеполезных Знаний с присовок. Модного Журнала, раскраш. рисунков и муз. нот". 1795. Спб., ежем. изд. И. Д. Герстенберга; 7) "Journal d'Airs Italiens, Français et Russes avec Accomp. de Guitarre par I. B. Hainglaise" [1797 и далее?) Спб., изд. Герстенберга и Дитмара; последний No, имеющийся в библиотеке Финдейзена, помечен No 46; 8) "Nouveau journal d'Airs, Duo et Scênes d'opéra Français arr. pour le Clavecin ou Forte-Piano" [конец 18-го в. или первые годы 19-го в.], Спб. изд. Ф. Дитмара; вероятно, продолжением его служил: – 9) "Journal d'Airs et Duos choisis dans les meilleurs opéras Français et Italiens donnés aux Théâtres de St.-Pétersbourg et arr. pour Pianoforte" [нач. 19-го в.], Спб., изд. Ф. А. Дитмара), изд. не меньше 70 NoNo; 10) "Journal pour la Guitare à sept cordes pour l'année 1802" par A. Sychra (место и срок изд. неизвестны); 11) "Журнал Отечественной Музыки". 1806 (тетр. 1–4) и 1807 (тетр. 5–6), Москва, ежем., изд. Д. Н. Кашина; 12) "Аглая", изд. князем П. И. Шаликовым 1808–10 и 1812, Москва, ежем.; А. – журнал литературный, но к нему до 1810 г. ежемесячно прилагались ноты, по большей части романсы Кашина, а также Д. М-на, кн. П. Долгорукова и др.; 3) "Журнал Гитарный", изд. Bac. Алферовым, 1810, Москва, ежем.; 14) "Музык. Журнал для фортепиано на нынешний 1810 год под названием: "Приношение прекрасному полу", 1810, Москва, ежем.; 15) "Журнал для фортепиано", содерж. в себе Русские песни с вариациями, изд. Ф. Нерлихом, 1811, ежем.; 16) "Азиятский Музык. Журнал", изд. Ив. Добровольским 1816 (NoNo 1–2), 1817 (NoNo 3–4) и 1818 (NoNo 5–8) в Астрахани, – первый муз.-этногр. журнал, заключающий в себе собрание инородческих песен; последние перепечатаны С. "Рыбаковым" (См.); 17) "Северная Арфа. La harfe du nord. Journal de musique". 1822–25, Спб. ежем., изд. Frédéric Satzenhoven. 18) "Драмат. прибавление к Московскому Вестнику", 1828, в разные сроки; главный сотрудник – С. Т. Аксаков, писавший о тогдашнем моск. театре, в том числе о Верстовском; 19) а) "Журнал для гитары", изд. А. О. Сихрой, 1826–27, б) "Петербургский журнал для гитары", изд. им же, Спб., ежем., 1828 (NoNo 1–12) 1829 (NoNo 13–18); 20) "Гирланда". Ж. словесн., музыки, мод и театров. 1831–32, Спб. ежен., изд., М. А. Бестужев-Рюмин; текст ж-а не имеет никакого отношения к музыке, но к нему прилагались ноты, которые с мая 1831 г. выходили отд. тетрадями, под назв.: "Гирланда. Муз. журнал, изд. на 1831 г. Мих. Бестужевым-Рюминым"; 21) "Спб. Вестник". Ж. слов., театра, новостей и муз., изд. Е. В. Аладьиным, 1831, Спб. ежен.; 22) а) "Репертуар Русского Театра", изд. И. П. Песоцким, 1839–41, Спб., ежем. б) "Пантеон Русского и всех Европейских театров". 1840–51, Спб. ежем., ред. Ф. А. Кони, изд. В . П. Поляков, в) "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров", 1842–47, Спб.; со времени своего соединения из двух журналов "Р. и П." выходил в разные сроки (ежем., ежен. и 2 раза в мес.) с менявшимися издателями, г) "Пантеон", ж. литер.-худ., 1852–56, Спб., ежем., изд. Ф. А. Кони, с приложением "Репертуар Русской Сцены"; в Пант. между прочим начал свою критическую деятельность Серов ("Моцартов Дон-Жуан и его панегиристы" 1853, статьи об Улыбышеве, Ленце и др.); 23) а) "Нувеллист. Музык. ж. для фортепиано" 1840–1902 (старейший из существ. рус. м. журн.), Спб., ежем., изд. М. И. Бернард; с 1871 ред. А. И. Бернард, изд. H. M. Бернард; с 1898 ред. барон В. Врангель, изд. Р. Голике; с 1900 изд. К. Бернгард; несмотря на обозначение "для фортеп." – "Нув." печатал соч. разных родов, преимущественно легкие романсы, салонную и танцев. музыку; изредка в "Нув." помещались произведения корифеев русской музыки (Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Балакирева и др.); б) "Литерат. прибавление к "Нувеллисту" 1844–74, ежем., в) "Нувеллист. Муз. театр. газета". 1878–1902, 8 NoNo в год. Большинство статей имело характер хроники (без подписи); сотрудники: В. Баскин, М. Бернард, М. Иванов и др.; в 1898 печат. (неоконч.) "Очерк истории муз. в России" М. Иванова. Приложения к "Нув.": а) ежегодно 2 портрета, б) в 1890 "альбом автографов", в) в 1890–91 "Музык. Альманах и справ. книжка" сост. H. M. Лисовским; 24) "Музык. свет" (Le Monde Musical) 1847–1878, Спб., ежем., с 1875 по 2 раза в месяц; вначале изд. муз. магазина Брандуса, с 1857 С. Дюфура, с 1860 В. Фракмана, с 1863 Л. Иотти, с 1870 – Э. Мелье; затем с 1874 и далее П. С. Макарова и Н. П. Карцева. Изд. состояло из "Музык. Обозрения" и нот; первое печаталось вначале на русском и франц. языках, но с 1869 "Обзор" печатался только на русском языке. С 1873 "M. C." (газ. муз., театра и изящн. искусств) выходил ежен., являясь содержательным органом с разнообразными отделами (кроме хроники, печ. много биограф. и крит. статей); кончился на 7 No 1878 г. за смертью Н. Карцева; сотрудники: Галлер, Карцев, Макаров, Н. Ф. Соловьев, а также Михневич (1876, "Музыка в древней Руси") и др.; в нотных приложениях печатались также пьесы выдающихся русских композиторов. 25) "Музык. и Театр. Вестник", 1856–60, Спб., ежен.; редакторы: М. Рапопорт, с 1860 – Апол. Григорьев, изд. – с 1858 Ф. Стелловский; в 1860 вышло 34 NoNo; музык. отделом ж. руководил Серов, поместивший здесь свои статьи: "Курс музык. техники" (1856), разбор "Русалки" Даргомыжского (1856), письма из заграницы (1857–59), статьи, посвященные Глинке (1857) и т.д. Здесь же писали Званцев и др. Приложения к "М. и Т. В.": а) тетради нот, б) с 1857 ежем. "Собрание театр. пьес", слившееся в 1859 с "Драмат. сборником". 26) "Искусство", л; . театра, муз., жив., 1860, Спб., вышло 6 NoNo; редакт. муз. отд. был Серов (воспом. о Глинке NoNo 1–5), выступивший здесь с пропаганд. Вагнера; 27) "Якорь". Вестн. общ. жизни, лит., театра, муз. и худ., 1863–65 (с 1863 просто давались нотные прил.), ред. Ап. Григорьев и др., изд. Ф. Стелловский, муз. сотрудником "Як." был Серов ("Нибелунгов перстень" Вагнера, 1863, NoNo 20–36); 28) а) "Русская сцена". Театр. ж. 1864–65, Спб., ежем., ред.-изд. Михно; б) "Р. Сц." Театр. газ., 1865, 2 раза в нед. (вышло 24 NoNo) – заменила прежний ж.; в "Р. Сц." (1864–65) сотрудничала чета Серовых, Кн. Ю. Голицын и др.; 29) а) "Театральные афиши и Антракт." 1864–65, Москва, ежедн. Ред. А. И. Баженов; б) "Антракт". 1866–68, М., ежен. (заменил прежние "Т. А. и Антр."); 30) "Музыка и Театр". Газета специально критическая, 1867–68, Спб., 2 раза в мес., (всего вышло 18 NoNo), ред. А. Серов, изд. В. Серова; в "М. и Т." печатались почти исключительно статьи Серовых, главным образом полемического характера, как напр. "Руслан и русланисты" NoNo 1–10 и др.; 31) "Музык. Сезон". Газ. критическая 1869–70, 1870–71 (по 20 NoNo в сезон), Спб., ред. A. C. Фаминцын, изд. Авг. Иогансен, сотрудн.: Серов, Соловьев, Ларош и др.; 32) "Музык. Вестник". Муз. лит. журнал (ноты), с "Литер. прибавл." 1870–71, Москва, ежем., ред.-изд. М. Эрлангер; 33) "Музык. Листок". Ежен. муз. газ. 1872–77, Спб., ред.-изд. В. В. Бессель, ж. пропагандировал произведения Рубинштейна и Чайковского; главн. сотрудником был Ларош ("Истор. метод препод. теории музыки", NoNo 2–5. "O правильности в музыке", NoNo 13–21, разборы опер Чайковского, Рубинштейна и Ц. Кюи), другие сотрудники: А. Фаминцын, К. Давыдов, В. Чечотт, М. Иванов и др.; 34) "Театр. Газета". Ежедн. изд. 1876–77, Москва, ред. И. Дурново, потом П. Островский, изд. И. Смирнов; 35) а) "Воскресный Листок Музыки и Объявлений". 1878–79, Спб., ежен., ред.-изд. А. Себер и Г. Рихтер, с янв. 1879 г. второй ред. M. M. Иванов; б) "Воскресный Листок Музыки". 1880, Спб., ежен. (вышло 12 NoNo); 36) "Лира". Ежем. муз. журн., 1870, Москва, ред. Н. Пономарев, изд. Д. А. Мансфельд; 37) "Суфлер". Газ. театр., худ. и литер. (1878 только пробный No; ред.-изд. Н. Кичеев); 1879–35, Спб., 2 раза в нед., ред.-изд. А. Уткин; с No 14 1879 г. изд. А. Соколов, в 1882 г. сделавшийся ред.-изд. (всего вышло 448 NoNo); 38) "Русский Музык. Вестник". 1880–82, Спб., ежен., ред.-изд. А. А. Астафьев и В. Мандельштам, затем одна Л. А. Ильинская (в 1882, переименов. в "Муз. и театр. вестник", скоро прекратившийся: вышло всего 5 NoNo) в виде приложения давались ноты; сотрудники: Веймарн (главный хроникер); С. А. Гедеонов ("Письма о музыке", 1881), Евгениев, К. Вебер, М. Ииетухов и др.; 38а) "Русский цитрист", с 1881, Москва, ред.-изд. Франц Бауер; 39) "Музык. и Театр. Вестник" – в 1883 возобновлен был Рапопортом (См. No 25 в этой же статье), но не надолго, ежен. (при газете "Свет"), Спб., с нотн. приложениями, ред. М. Раппопорт; сотрудники: Ваксель ("Обзор муз. отд. коллекции автографов Браш-Ваксель" NoNo 2–17), Ларош, Н. Ф. Соловьев, Раппопорт и др.; из историч. материал.: "Летопись петерб. театров 1794–1831" И. Каратыгина (NoNo 19–49), Спб.; 40) "Музыкальный Мир" 1882–83, Спб., (в 1883 вышло всего 14 NoNo), ежен., ред.-изд. В. Н. Мандельштам; сотрудники: Ю. Арнольд, П. Зиновьев, Михневич, М. Иванов, С. Казанский, Петухов, Д. Н. Соловьев (разбор лекций Дурова по истории церк. пения) и др.; 41) "Искусство", 1883, Спб.; 42) "Театр", 1883 (всего вышло 12 NoNo); 43) "Зритель", 1883, ред.-изд. А. И. Пальм ("Эстетические идеи Шопенгауэра" Сакетти); 43а) "Радуга", иллюстр. еженед. семейн. журнал с ежемесячн. нотными приложен. "Аккорд", с 1883, ред. изд. Д. А. Мансфельд, Москва; 44) "Театральный Мирок", 1885–92, ежен., Спб. ред. П. Левдик, изд. А. Мучник; 45) "Театр и Жизнь", 1885–1890, ежедн., Москва, ред.-изд. Ф. Д. Гриднин; сотрудники: Кругликов, Липаев и др. Ж. посвящен был главным образом хронике; 46) "Музыкальное Обозрение", 1885/86 (30 NoNo), 1886/87 (45 NoNo), 1888 (30 NoNo), ежен., ежем. нотн. прилож., ред.-изд. В. В. Бессель, во главе редакции стоял Ц. Кюи; сотрудники: Бессель, Кругликов, Ларош, Сокальский ("Китайская гамма в русской нар. музыке"), Д. Стефановский ("O ритме и ритмике и др.), Н. Соколов; переводы: "17 писем Листа" (1886, NoNo 15–17), "Об увертюре" Вагнера и др.; 47) "Баян", 1888–89 ежен. (40 No в год), 1890 ежем. (не доведен до конца), с ежем. нотными прилож., Спб., ред.-изд. А. Астафьев; в 1889 ред. П. Веймарн, изд. А. И. Чернова; в 1890 ред.-изд. П. Веймарн; сотрудники: Веймарн, Галлер, Арнольд (ст. "Возможно-ли в муз. иск. установление характерн.-самост. русской национ. школы" 1888 NoNo 15–40), В. Мошков, Петухов, Д. Соловьев, Стефановский, В. Серов, Фаминцын ("Древняя Индо-Китайская гамма etc." 1888, NoNo 1–40), Чечотт и др.; из истор. материалов: Дневник Н. Кукольника, 1834–42 (1888 NoNo 9–16), автобиогр. записка Серова (1889 NoNo 1–6) и др.; 48) а) "Артист", театр., муз. и худ. ж. 1887–1895 (в 1895 вышло 2 книги, всего вышло 46 книг), ежем., Москва, изд. Ф. А. Куманин; ред. А. Р. Гиппиус; с No 15 – И. И. Петров; с No 22 – Е. Е. Корш (муз. отд. заведывал С. Н. Кругликов); приложение к А-у б) "Дневник Артиста" (всего вышло 10 вып.) 1892–93. Постоянными сотрудн. музык. отдела были Н. Кашкин, Кругликов ("Русские симфонисты", 1890), Кочетов, Чечотт и др.; кроме того: Ц. Кюи ("Два иностран. композитора", разбор оп. "Майская ночь" 1894), Корзухин (биогр. Даргомыжского, 1894), Стасов (биогр. Ц. Кюи), Серова (воспоминания о Вагнере и Серове), Чешихин (этюд "Тристан и Изольда", No 42) и др.; истор. материалы: автобиография и письма Даргомыжского (1894; No 1–4). "Арт." был ярым сторонником новой русской школы; 49) "Ежегодник Импер. театров" изд. с 1890. Сезон 1890–91 – ред.-изд. А. Е. Молчанов, сезоны 1891–1899 ред. А. Е. Молчанов, 1899–1900 ред. С. П. Дягилев; с 1891 издается Дирекцией Имп. Театров в Спб. Выходит ежегодно богато иллюстрированным сборником, заключающим репертуар казенных театров обеих столиц, их хронику и т.п., а также статьи по истории, библиографии и критике театра и музыки; с 1893–94 "Ежег." выходит с "приложениями", содержащими отдельные статьи, исследования и материалы; по богатству и полноте содержания (касающегося главным образом Имп. театров), "Еж." может считаться одним из наиболее выдающихся период. изданий в России, посвященных искусству. Здесь были напечатаны: Блох – "Биография Кавоса" (1896–97); Иванов – "Первое десятилетие итал. оперы в СПБ. в XIX в." (1893–94); "Прошлое итал. театра в "СПБ." (1894–95); "Серов, был ли он мейерберистом etc." (1894–95); Ларош – "Памяти Чайковского" (1892–93), "Чайковский, как драматич. композитор" (1893–94) и др.; Лисовский – "Литература по муз. и театру за 1889–91" (1891–92); Светлов – "Русск. опера в XVIII в." (1897–98); Стасов – "Руслан и Людмила" (1891–92), "Новые материалы для биографии Глинки" (1893–94) и др.; Финдейзен – Биографии: Верстовского (1896–97), Серова (1897–98), Глинки – до 1822 (1896–97), Направника (1897–98) и др.; Шестакова – "Былое Глинки" (1892–93), "Мои вечера" (1893–94); Кроме того сотрудничали: Бессель, Кашкин, Кюи и др.; материалы: "Представления "Руслана и Л." за 1842–92" (1891–92), Каталог отдела Русск. Импер. театров на венской муз. и театр. выставке" (1891–92) и др.; 50) а) "Театральная Библиотека" 1891–94, ежем., Москва, изд. Ф. А. Куманин. – "Т. Б." статей мувык. содержания не заключала до своего переименования в журнал б) "Театрал" 1895–96, еженед. (всего вышло 100 выпусков) ред.-изд. Ф. Куманин, после смерти которого, с No 68 – за ред. А. Сергеев, изд. О. К. Куманина; 51) "Наше Время", ж. литер.-муз. 1892–93, ежен. (с нотн. приложениями), Спб., ред. П. К. Селиверстов, изд. Д. Д. Федоров; сотрудниками муз. отдела были: Веймарн, Финдейзен, В. Фролов; 52) "Театральная Газета", 1893, ежедн. (всего вышло 33 NoNo) ред. П. И. Вейнберг, изд. В. Остолопов (музык. отд. заведывал Г. Ларош); 53) "Русская музык. газета", изд. с 1894; 1894–95 ежем., 1899–1902 еженед., Спб., ред.-изд. Н. Ф. Финдейзен; сотрудники: Булич (биографии: Титова, 1900; Варламова, 1901), Компанейский (статьи о церковном пении), Ив. Липаев, свящ. Металлов ("Старин. трактат по теории музыки 1679" 1897, "Синодальные певчие" 1898 и 1901), Петровский, Петр (исследование "O мелодич. складе арийской песни", 1897–98). Преображенский, Смоленский ("O собрании рус. древн.-певч. рукоп. в моск. синод. учил. церк. пения" 1899), Стасов ("Русские и иностр. оперы 18 и 19 вв.", 1898, и др.), Чешихин, Шлезингер (ст. по музык. педагогике) и др.; кроме того напеч. матер. для биогр. Бортнянского, Верстовского, Глинки, Даргомыжского, Серова и др.; из переводных: статьи Вагнера ("Худож. произведение будущего", автобиография и др.), Вейнгартнера (О дирижировании), Листа, Шумана и др. 45) "Russlands Musik-Zeitung", 1894–95; Спб., еженед. изд. на нем. языке, ред.-изд. Г. С. Габрилович, в 1895 ред. I. Рипке, изд. общ. "Гуттенберг"; 55) "Театр. Известия", 1894–1902, ежедн., Москва изд. А. Волков; 56) "Театр" 1895–1902, ежедн. (в течении сезона), Одесса, изд. А. Федо. ров; 57) "Музыка и Пение", 1895–1902, ежем. (салонный нотный ж., кроме того ежемес. хроника и стати). Спб., ред.-изд. П. К. Селиверстов. 58) "Фанфара" (нотный ж.), 1895, ежем. Рига, изд. Услебер; 59) "Новости Сезона", 1896–1902, ежедн. Москва Ред. П. Априков, изд. С. Кугульский. 60) "Известия Спб. Общ. Музык. Собраний" 1896–97 (вышло всего 2 выпуска); 61) "Театральный Указатель", ежедн. газ. 1896 (всего вышло 2 NoNo), Спб., ред.-изд. С. Просьбин: 62) "Театр и Искусство", ежен. иллюстр. ж. 1897–1902, Спб., ред. А. Р. Кугель, изд. З. В. Тимофеева (Холмская); 63) "Иллюстр. Артист. Обозрение театров, конц. и цирков", 1898, 2 раза в мес., Спб. ред. изд. Е. Метакса; 64) "Вестник Театра и Музыки", 1898 (вышло всего 2 NoNo), Спб. ред.-изд. А. П. Коптяев; 65) "Виолончелист" (нотный ж.), 1898–99, ежем., СПБ., ред.-изд. Я. Розенталь; 66) "Скрипач" (нотн. ж.), ежем., СПБ. 1899–1900, ред.-изд. Я. Розенталь. 67) "Музык.-театр. Современник", 1900–1901, ежен. (вышло 48 NoNo), Спб., ред.-изд. Э. Н. Борман; 68) "Эхо сезона", ежедн. иллюстр. газета театра, скачек, и спорта, 1901, ежедн. (всего вышло около 30 NoNo), ред.-изд. М. В. Шевляков; 69) "Ежедневник искусств и литературы", 1901, ежедн. (всего вышло 18 NoNo), Спб., ред.-изд. Э. Н. Борман; 70) "Музык. библиография Спб. Общ. Муз. собраний" Спб., срок выхода не установлен (покуда вышло 2 вып.); 71) "Граммофон и Фонограф", 1902, ежен., Спб., ред. изд. В. Врублевский. Некоторые из перечисленных изданий (наприм. NoNo 21, 50, 55, 59, 63, 68, 71 и др.) имели весьма незначительное отношение к музыкальному искусству. Из издающихся еще в России м. ж-в необходимо упомянуть два польских: 72) Echo Muzyczne, teatralne i artystyczne, изд. приблизительно с 1879 до 1883 ежемес, а затем еженедельно, с приложением нот; ред. изд. с 1880 Я. Клечинский, а с 1883 А. Рейхман (в Варшаве); 73) Spiew Koscielny, 1896–1902; ежемес., ред.-изд. ксендз Теофил Ковальский (в Плоцке); "S. K." посвящен католической духовной музыке в Польше, изд. с приложен. дух.-муз. сочинений. Из перечисленных выше м. ж-в специально нотными были NoNo 1–2, 4–17, 19–20, 22а, 35, 36, 46–48, 51, 73; NoNo же 3, 18, 21–23б-в, 24–35, 37–56, 59–70 были музыкальн.-литературными, при чем к некоторым из них прилагались и ноты. – С еще меньшей полнотой можно указать на муз. сборники и др. издания, имеющие характер период. изданий; литературн. альманахов мы здесь совершенно не коснемся, не смотря на то что в некоторых из них (напр.: "Подснежник", 1829 [здесь впервые нап. "Русская песня" Глинки], "Невский Альманах" 1830, "Царское село", 1830, "Северные цветы", 1831 и др.) были напечатаны ноты, в виду недостатка в то время муз. журналов в России. Среди сборников, кроме музык. календарей и справочников, встречаются и нотные сборники, также заменявшие в то время муз. ж. – 1) "Карманная книга для любителей музыки" на 1795 г. и 2) "Карм. книжка для люб. музыки" 1796 г. – обе изд. И. Герстенбергом в Спб. и, кроме календаря, биогр. и истор. сведений, анекдотов и пр., имеют нотное приложение; оба изд. в настоящее время библиогр. редкость; 3) "Русский карманный песенник для семистр. гитары" на 1808 г., изд. Алферова; 4) "Драмат. альбрм для люб. театра и муз." на 1826 г. изд. А. Писаревым и А. Верстовским, Москва (2-я книжка из них представляет сборник муз. пьес); 5) "Музыкальный Альбом", 1827–28, Москва, изд. А. Верстовского; 6) "Музык. Альбом", на 1831–1832, Спб., изд. К. Гертумом; 7) "Лирический Альбом" на 1829, Спб., изд. М. Глинкой и Н. Павлищевым; 8) "Лирический Альбом" на 1832, Спб., изд. И. Ласковским и Н. Норовым; 9) "Театрал", карм. кн. для люб. театра, Спб. 1853; 10) "Театр. альманах" на 1875, Спб. изд. А. Соколов; 11) "Музык. памятная и зап. книжка" на 1887 г., Спб., изд. М. Иванова и Перепелицына (календ. свед. и муз. статистика); 12) "Музык. календарь" (отрывной) на 1889 г., Спб., изд. Апарина; 13) "Музык. альманах и справ. книжка на 1890 и 91 гг."; богатое сведениями издание, сост. Н. Лисовский, изд. М. Бернард, Спб.; 14) "Музык. Календарь-Альманах", на 1895 и 96 гг., Спб., издание "Русской Муз. Газ."; 15) "Музык. календарь" А. Габриловича, справ. и зап. книжка, 1895–1902, Спб.; 16) "Календарь для учителей и учащихся музыке", 1901–2, 1902–3 г., изд. П. Юргенсона, Москва. 17) "Kalendarz (впоследствии Rocznik, т.е. – Ежегодник) dla Org anistow" 1891–94, польский муз. альманах для органистов, изд. ксендз Бронислав Марияньский в Варшаве. – Характер муз. ежегодников имеют также ежегодные отчеты разных музык. обществ, во главе которых стоит И. Р. М. О. с целым рядом провинциальных отделений, из которых каждое печатает свои ежегодные отчеты, дающие материал для выяснения положения музык. дела в провинции, преимущественно в отношении преподавания, а также концертной деятельности. С 1900 (т.е. сезона 1898–99) главная дирекция И. P. M. О. печатает ежегодно общий отчет Общества, представляющий свод сведений из отчетов отделений И. Р. М. О. (Ф.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia