Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Дютш





, 1) Оттон Иванович, композитор. род. около 1825 в Копенгагене, ум. 1863 во Франкфурте на/М.; сын учителя музыки, готовился к богословской карьере, но 17-ти лет поступил в лейпцигскую консерв., где изучал композицию у Мендельсона и Шнейера. Окончив консерв. в 1847, Д. неудачно пробовал счастья во Франции и Италии и в 1848. отправился в СПБ. В России Д-у также долго не везло: около полутора года он был капельмейстером Кабардинского полка в глухом углу на Кавказе, затем некоторое время капельм. садового увеселительного оркестра в СПБ. Случайно ему удалось получить заказ от Импер. театров на музыку к "Деньщику" Кукольника (1851) и известной "Русской свадьбе" Сухонина (1852). В последней пьесе Д. удачно разработал русские песни. Успех музыки Д. имел следствием приглашение его на Импер. сцену (1852) вторым капельмейстером, а также хормейстером и органистом итал. оперы. В 1856 на сцене Александрин. театра в СПБ. поставлена была оперетка Д. "Узкие башмаки"; кроме того им написана была немецк. оперетка "Im Dorfe" и музыка в комедии "Деньги" Сухониеа (1856) и водевилю "Разставанье" (1859). 9 дек. 1860 в первый раз шла в Мариинском театре 4-хактная опера Д. "Кроатка" (или "Соперницы"); опера имела успех и хорошо принята была критикой, но после 7–8 представлений снята была с репертуара В 1881, под управлением Дютша-сына (См.), она с успехом возобновлена была в СПБ., на сцене "Музык -драматического кружка" До 1862 Д был преподавателем хорового бесплатного класса при музыкальн. классах Рус. Муз. Общ.; когда эти классы преобразованы были в консерв. (1862), Д. приглашен был а Рубинштейном в качестве профессора теории музыки; в том же году он отправился в Копенгаген. где должны были поставить "Кроатку". Постановка эта была отложена, Д. вернулся в СПБ., откуда в 1863 отправился для леченья за границу, где и умер. Музыка Д. не отличается силой и оригинальностью, но она очень красива, искренна и мелодична. Сильней всего сказывается на ней влияние Мейербера и Мендельсона. Оперные формы "Кроатки" стереотипны, но стройны, хорошо разработаны и обличают руку превосходного музыканта. В опере много красивых нумеров; ария контральто "Что жизнь для нас" и ныне поется в концертах. Вообще, для своего времени, "Кроатка" была выдающейся русской оперой. Кроме сценической музыки Д. написал около 70 романсов, большинство которых напечатано; Кюи находит, что по музыке романсы эти не уступают средним романсам Глинки и Даргомыжского, но превосходят их красотой и интересом аккомпанемента. Лучшие из них "Вздох о жизни", "Ты скоро меня позабудешь", "Сумеркп", "День и ночь", "Спросила ты", "Жалоба", "Не скажу никому", "Новгород". Д. написал также виолонч. сонату и симфонич. сонату (allegro?) для двух фп. с оркестром (Fis-moll, исполнен. в концерте Д. и Вителяро 1856). В старых каталогах (Стелловского и др.) обозначено еще более 18 мелких пьес Д., больше всего для фп. (в том числе Grand Valse de concert op. 49; Nocturne op. 51 (!); ho эти сочинения до нас не дошли. См. "Русский романс" Кюи (стр. 160 и дал.). Сын его – 2) Георгий Оттонович, род. 8 янв. 1857 в СПБ., ум. в 1891 там же (от чахотки). В 1866–1875 учился в Спб. консерв., в разное время по классам скрипки, фагота, фп. и теории композиции. Ни по одной этих специальностей Д. однако не кончил курса. Вышедши из консерв., Д. скоро выдвинулся в качестве талантливого дирижера. В 1880–83 он был дирижером "Спб. Музыкально-драматического кружка" (исполнил между прочим "Кроатку" своего отца); в то же время он управлял студенческим оркестром Спб. университета, который приведен был им в образцовый порядок, "русскими симфонич. концертами" (См. "Беляев") 1889–91, и друг. симфоническими концертами. Д. преподавал музыку во многих учебных заведениях; незадолго до смерти (1889) он приглашен был заведовать оркестровым классом Спб. консерватории. В 1894 издан был прекрасный сборник народных песен (северных губерний), музыка которых записана была Д-м, а текст Истоминым во время экспедиции, снаряженной на средства Имп. Географич. Общ. в 1886; кроме того напечатан ряд фп-ных переложений Д-а. См. "Дютши – отец и сын" Н. Финдейзена, ("Рус. Муз. Газ." 1896, No 2 и 4).

Еще в энциклопедиях