Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Discantus





(лат.), 1) тоже, что дискант, сопрано, Cantus (фр. Dessus). – 2) С 12-го века общее название для различных видов начатков многоголосного стиля. Можно предположить, что на континенте музыкальная теория несколько раз пыталась систематизировать многоголосие, возникшее еще ранее в Англии естественно-практическим путем; но систематизация эта не совсем сходилась с практикой англичан. Первая попытка (в 9-м веке) привела к органуму Гукбальда, с его нагромождением параллельных кварт (и квинт), вероятно в подражание пению терциями в английском gymel. Около 1100, рядом с унисонами "все чаще начинает появляться в качестве заключения и октава, – вероятно по аналогии с английским Treble-Sight, вытекавшим из допущения, что детский (мальчишеский) голос, исполняющий дискант, находится в одной октаве с мужскими голосами, следствием чего явилось преобладание секст вместо терций. Однако теоретики континента, долгое время находившиеся под влиянием античного учения о консонансе (срв. "Греческая музыка"), еще долго относились неприязненно к сексте и заменяли ее квинтой, так что в 11-м веке появился D., который состоял из беспрерывного чередования октав и квинт в противоположном движении, с применением впрочем проходящих промежуточных тонов. О. первоначально был исключительно двухголосным; церковной мелодии противопоставлялся, нота против ноты, другой, новый, более высокий (!) голос, который, к тому же не выписывался заранее, а импровизировался певцами (Chant sur le livre, Contrappunto alla mente). Позднее стали вводить два и три дискантирующих голоса (Triplum, quadruplum); с этих пор предварительная письменная разработка их сделалась неизбежной, а это в свою очередь привело к изобретению мензуральных нот.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia