
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЗАК ответствии со ст. 104 Конституции являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. По вопросам их ведения право законодательной инициативы принадлежит тж. Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВЕТО – в конституционной практике США – содержащееся в совместных резолюциях палат Конгресса США (или резолюции одной из палат) заявление (решение) об отмене полномочий, ранее делегированных президенту США, или актов, изданных президентом или подчиненными ему ведомствами в осуществление этих полномочий. В 1983 г. Верховный Суд США признал З.в. антиконституционным. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – название однопалатного парламента Сальвадора, а тж. законодательного органа в ряде субъектов РФ: республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДЕКРЕТЫ – в Италии, Испании и некоторых других государствах – название актов правительства (президента), имеющих силу закона, издаваемых правительством (президентом) в порядке осуществления делегированного законодательства, т.е. на основании парламентского (т.н. уполномочивающего) закона, передающего правительству (президенту) законодательные полномочия по определенному кругу вопросов на определенный срок. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА – нормы права, содержащиеся в законах. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – в демократических государствах – государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно наделены правом утверждения государственного бюджета и правом контроля над деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента и т.д.), а тж. некоторыми иными полномочиями: избрание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, омбудсманов и т.п.), ратификация международных договоров, объявление амнистии и т.д. В федерациях и некоторых децентрализованных унитарных государствах различаются общенациональные и региональные З.о. Так, например, в РФ З.о. являются Федеральное Собрание РФ и представительные учреждения субъектов РФ (городская Дума в г. Москве и др.). В некоторых парламентарных монархиях (Великобритания, Канада) и республиках (Кения, Индия) составной частью общенационального З.о. (парламента) является глава государства (монарх, президент). ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – наиболее общий порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и в регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. З.п. в РФ включает чаще всего пять стадий. Первой стадии предшествует т.н. предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения на рассмотрение соответствующего органа и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первую стадию З.п. составляет внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Государственная Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третьей стадией является принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов этой палаты, а конституционный – большинством в 2/3 голосов). На четвертой стадии закон, принятый Государственной Думой, проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьироваться в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ – см. РЕФЕРЕНДУМ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛНОК – своеобразное название метода преодоления разногласий между палатами парламента, при котором спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой, либо пока законопроект не будет отвергнут окончательно. Применяется в парламентах Аргентины, Венесуэлы, Франции и ряда других государств. Примирение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что отвлекает палаты от их повседневных дел и затягивает законодательный процесс. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОСНОВЫ – см. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ СОБРАНИЕ – см. СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – см. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – форма выражения объективного права; весь комплекс издаваемых правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является закон. Разделяется, в частности, на отрасли права: трудовое, конституционное, уголовное и т.д. В узком смысле З. – это законодательные акты и нормативные решения правительства – один из основных методов осуществления государством своих функций. В РФ понятием «З.» обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АНТИДЕМПИНГОВОЕ – см. АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АНТИМОНОПОЛЬНОЕ – см. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АНТИТРЕСТОВСКОЕ – см. АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БИРЖЕВОЕ – см. БИРЖЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВАЛЮТНОЕ – см. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕКСЕЛЬНОЕ – см. ВЕКСЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ – см. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРОВАННОЕ – см. ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КРОВАВОЕ – см. КРОВАВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НАЛОГОВОЕ – см. НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕСЕЧЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ – система нормативно-правовых актов, регламентирующих конкуренцию в международной торговле; охватывает как антитрестовское законодательство, так и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. «Конкурентное право» - 251 -