
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЗАК взаймы (т.е. всякое совершение рабом сделок), а тж. запрещает ростовщикам самовольный захват заложников – как свободных, так и рабов. ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА – сборник законов средневековой Сербии (назван по имени составителя); принят в 1349 г., дополнен в 1354 г. З.С.Д. фиксировал взаимоотношения внутри господствовавшего класса и последнего с крестьянством и центральной властью. Устанавливал за одни и те же преступления повышенные наказания для крестьян и пониженные – для феодалов; определял категории крестьян, единые нормы их повинностей феодалам. В З.С.Д. большое внимание уделено порядку судебного процесса, защите государством православной церкви и ее институтов. ЗАКОННО НАХОДЯЩИЙСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. ЗАКОННОЕ ПЛАТЕЖНОЕ СРЕДСТВО – денежные знаки, которые согласно действующим в стране законам являются обязательными к приему в качестве средства платежей на всей территории данной страны. К таковым относятся банковские билеты центрального банка страны (банкноты), казначейские билеты, разменные монеты. ЗАКОННОСТИ ПРИНЦИП – см. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ. ЗАКОННОСТЬ – точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований З. наступает юридическая ответственность. Основные требования З. следующие: 1. Верховность закона по отношению ко всем другим актам. 2. Единство понимания и применение законов на всей территории их действия. 3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). 4. Осуществление прав перед законом и судом. 5. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. 6. Недопустимость противопоставления З. и целесообразности. З. предполагает, что местные интересы (целесообразность в конкретных условиях и конкретных случаях) в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны. 7. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями – важное требование З. В результате соблюдения требований З. в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью регулирования общественных отношений. Все без исключения органы, организации, предприятия и граждане должны соблюдать законы и следовать их предписаниям без каких-либо отклонений, льгот, исключений и т.п. Всякое отклонение от того, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением З. З., являясь одним из основных признаков правового государства, предусматривает верховенство и единство права. Единство права обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой. З. подразумевает тж. последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, эффективность профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности. К юридическим средствам обеспечения З. относятся применяемые меры защиты прав и интересов граждан. З. в нашем обществе гарантирует Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п. 2 статьи 80 Конституции РФ), и специальный государственный орган – прокуратура, главной задачей которой является осуществление надзора за соблюдением З. в Российской Федерации. З. обеспечивается прежде всего деятельностью высших органов государственной власти (Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ), издающих законы и подзаконные акты, выражающие волю народов России. Создан и действует особый орган обеспечения З. – Конституционный суд. Надзор за З. осуществляют и органы прокуратуры. Особая роль в деле охраны З. принадлежит суду. ЗАКОННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННАЯ – см. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ. ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ – гражданин, который в силу закона выступает от имени представляемого лица в отношениях с третьими лицами. З.п. выступает во всех учреждениях, в т.ч. судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных, либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезни и т.п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности граждан. Для осуществления этих действий З.п. представляет документы, удостоверяющие его полномочия. В уголовном процессе З.п. выступают родители, опекуны, попечители подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетеля. З.п. являются тж. представители таких учреждений, как детский дом, дом инвалидов и т.п., на попечении которых находится не полностью дееспособный участник процесса, представители органов опеки и попечительства (если не полностью дееспособный участник процесса не имеет других З.п. или они не допущены к процессу). При необходимости З.п. может быть опрошен в качестве свидетеля. В гражданском процессе – родители, усыновители, опекуны и попечители – совершают от имени представляемых все процессуальные действия с учетом ограничений, предусмотренных законом. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ – см. БРАЧНЫЙ ДОГОВОР; СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ. ЗАКОНОВ КОЛЛИЗИЯ – см. КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ. ЗАКОНОВ ПРИНЯТИЯ ПРОЦЕДУРА – см. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ. ЗАКОНОВ СВОД – см. СВОД ЗАКОНОВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ – см. АВТОНОМИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а тж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, местными законодательными ассамблеями), но тж. и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти – в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства. Конституции ряда современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной законом процедурой. З.и. является первой стадией законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. З.и. влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. В РФ субъектами права З.и. в со- - 250 -