Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Гармония





(греч. – сложение, сочетание), 1) у древних греков обозначала гамму, последование тонов в известном порядке; – 2) в средневековой и новейшей музыке г. (нем. Harmonie) обозначает то же, что аккорд, созвук, одновременное соединение внутренне связанных между собой тонов; – 3) на русском языке, кроме только что приведенного значения, слово г. употребляется еще в смысле: а) учения о построении и последовании аккордов (нем. "Harmonielehre" – "наука гармонии"), См. 7. и b) совокупности аккордов известного строя, наклонения и т.п. (нем. Harmonik); – 4) в тесном смысле слово г. употребляется иногда в смысле трезвучия (консонирующего аккорда), напр. когда говорят о тонах гармонических и негармонических (См. "Гармоническая натуральная гамма"); – 5) у французов и немцев это слово служит также для обозначения духовой музыки (Harmoniemusik); – 6) средневековое название инструмента "Drehleier" (органиструм) (См. "Armonie"). – 7) Гармония как наука, есть учение о значении аккордов (созвуков), т.е. исследование и выяснение процесса мысли при музыкальном восприятии. Классифицируя всевозможные виды аккордов, изучая их взаимные соотношения и в связи с этим – естественные законы образования музыкальных форм вообще и гармонических построений в частности – г. систематически развивает способность к музыкальным представлениям, облегчает восприятие музыкальных произведений и расчищает путь к самостоятельному, продуктивному музыкальному мышлению. Поскольку музыкальное мышление подчинено тем же законам, как и всякое другое, и поскольку может быть установлена причинная связь между звуковыми колебаниями, звуковыми ощущениями и, наконец, музыкальными представлениями, – постольку оказывается возможным установить до известной степени точную теорию природы г-ии. Вот почему построение так называемой системы гармонии зависит от произвола только с внешней стороны, в отношении терминологии и классификации, а не по существу. Но так как объект г-ии, живая (практическая) музыка, постоянно развивается, – и сама г. постепенно должна изменять свой вид, по мере того как растет и углубляется познание ее природы. Понимаемая таким образом (спекулятивно) г. входит в область философии с одной стороны, и естественных наук – с другой. Но под "гармонией" обыкновенно подразумевают нечто другое, а именно сумму чисто-практических правил и указаний, касающихся образования различных аккордов, применения последних, их соединения, голосоведения и т.п. Большинство учебников г-ии или совсем не дают разъяснений природы г-ии или дают лишь в недостаточной мере, довольствуясь систематизацией эмпирически добытых данных для педагогических целей. Срв. "Генерал-бас" и "Контрапункт". – Главная задача спекулятивной г-ии – определить и разъяснить консонанс и диссонанс; в этом направлении существенные шаги вперед сделаны были уже в классической древности, а основные положения математической акустики окончательно разъяснили этот вопрос (См. "Интервал"). Контрапунктическая и гармоническая музыка привели постепенно к усвоению значения консонирующих трезвучий; Царлино (1558) знал уже противоположное значение мажорного и минорного аккордов, Рамо (1722) впервые заметил, что мы понимаем отдельные тоны в смысле аккордов, и что наоборот аккорды рассматриваются нами по отношению к одному тону, как нечто целое (заступаемое этим тоном). См. и "Тональность". Отсюда остается уже небольшой шаг до сознания, что все сочетания тонов должны быть понимаемы в смысле консонирующих аккордов; при таком понимании диссонирующие аккорды являются не самостоятельными образованиями, а видоизменениями консонирующих (См. "Диссонанс" и "Функции"). Наконец, и гаммообразные ходы можно рассматривать как вытекающие из аккордов (См. "Гамма"). Срв. также: "Созвук", "Сродство тонов", "Созвуковое последование", "Тональность", "Модуляция", "Каденция". Настоящие "учения о гармонии" в намеченном выше смысле представляют: Fétis "Traité de l'harmonie" (11-e изд. 1875), Hauptmann, "Natur der Harmonik und der Metrik" (2-е изд. 1873), A. v. Öttingen "Harmoniesystem in dualer Entwickelung" (1866), Tiersch "System und Methode der H." (1868), Hostinsky "Lehre von den musikalischen Klangen" (1879), а также соответствующие руководства составителя этого словаря.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia