Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Габриели





, фамилия двух весьма выдающихся итал. композиторов и органистов: 1) Андреа, род. ок. 1510 в Венеции в предместье Канареджио, вследствие чего был прозван Г. "da Canareio", ум. в 1586 там же; ученик Адр. Вилларта, в 1536 певчий капеллы при церкви св. Марка, в 1566 преемник Клав. Меруло в должности второго органиста. Наиболее выдающиеся из учеников Г.: племянник его Джованни Г. (См. ниже) и немец Ганс Гаслер. Сохранившиеся произведения А. Г.: 5-глсные "Sacrae cantiones" (1565, 2-е изд. 1584); 4-глсн. "Cantiones ecclesiasticae" (1576, 2-е изд. 1589); 6–16-глсные "Cantiones sacrae" (1578); 6-глсные мессы (1570); 3 книги 5-глсн. мадригалов (1566 [1572, 1587], 1570 [1572, 1588], 1589); 1 кн. 4-глсн. мадригал. (1589 [1590]), 1 кн. 3-глсн. мадриг. (1575 [1582, 1590, 1607]), 2 кн. 6-глсн. мадриг. (1574 [1587] 1580 [1586, 1588]); "Greghesche et Justiniane" (1571), "Psalmi poenitentiales 6 vocum" (1583); 3–6-глсн. хоры к "Oedipus tyrannus" (1588), "Canzoni alla francese per l'organo" (1571 и 1605); "Mascherate di A. G. et altri autori" 3–8 v. (1601–3). Большую часть орган. произведений А. Г. издал Джов. Г. в "Intonazioni d'organo" (1593), "Ricerçari per l'organo" (1595, 3 t.); вокальные же его произведения изданы в "Concerti 6–16 v." (1587, срв. "Джованни Г."). Некоторые сочинения помещ. в сборниках П. Фалезе: "Harmonia celeste" (1593), "Symphonia angelica" (1594) и "Musica divina" (1595), а 2 5-глсн. сонета в "Corona di dodeci sonetti" Цуккарини (1586). Двуховные празднич. песнопения Г. помещены в "Gemme musicali" Гардане (1587). – 2) Джованни, род. в 1557 в Венеции, ученик и племянник предыдущего, в 1585 преемник Клавдио Меруло в должности первого органиста при церкви св. Марка, ум. 12 авг. 1612 (в этот день должность его была вновь занята Савии) или 12 авг. 1613 (согласно надписи на надгробн. памятнике). Знаменитейшим учеником его был Генрих Шютц. Из произведений Г. в оригинальн. изданиях сохран.: "Madrigali а 6 voci о istromenti" (1585); "Madrigali e ricercari а 4 voci" (1587); "Ecclesiasticae cantiones 4–6 vocum" (1589); "Sacrae symphoniae" (6–16-глс, для пения или инструментов, 1597 [2-е изд. ?]); "Symphoniae sacrae", lib. II. 6–19 voc. (1615), "Canzoni e sonate а 3–22 voc," (1615). 10 собственных композиций Г. поместил в "Concerti 6–16 Voc. (di Andrea e di Giovanni G.) etc."; помеченные именем Андреа Г. "Intonazioni" и "Ricercari per l'organo" (1593–95) содержат также много пьес Джов. Г. Отдельные его пьесы находятся почти во всех сборниках эпохи до 1620, впервые в "Musica spirituale а 5 voci (1586). Один из друзей Г. издал после его смерти несколько его мотетов, вместе с мотетами Гаслера (6–19-глсные, 1615) в одном сборнике. Г. особенно охотно писал произведения для двух или трех хоров, размещенных порознь (Chori spezzati), причем достигал замечательных эффектов; его, как и Вилларта, вероятно побуждало к этому расположение двух больших органов в церкви св. Марка; они стояли друг против друга и у каждого из них можно было поместить по хору певчих. Полноголосный способ письма обоих Г., особенно Джованни, является поворотным пунктом в истории композиции: понятие об удвоении октав в органе перенесено было ими на вокальные и инструментальные массы и таким образом найдено было основание современного оркестрового стиля. Но как ни велики заслуги Дж. Г. как вокального композитора, в истории музыки он, как и его дядя, занимает особенно важное место, как создатель новой эпохи в области инструментального ансамбля (сонаты, Canzoni da sonar). Его соната для 3 скрипок служила образцом еще 50 лет после его смерти. Срв. К. v. Winterfeld, "Johannes G. und sein Zeitalter" (1834, 2 т. и том музык. приложений). Отдельные пьесы См. также у Василевского "Gesch. d. Instr. M. im 16. Jahrh." (орган. пьесы Андреа и Джов. Г.), "Римана" "Alte Kammermusik" (Augener); вокальн. пьесы в изданиях Проске, Нея, Коммера и др. – 3) Доменико, (Menghino del Violoncello), род. ок. 1640 в Болонье, ум. ок. 1690 там же; отличный виолончелист, написал ряд (9) опер для Болоньи и Венеции (1683–88). После смерти его были изданы: "Cantate а voce sola" (1691); "Vexillum pacis" (мотеты для контральто-соло с инструмент. сопровождением, 1695) и "Balletti, gighe, correnti e sarabande а due violini e Violoncello con basso continuo" (2-е изд. 1703). Срв. "Габриелли". Насколько известно, автор первых пьес, написанных для виолончели-соло: Ricercarj per Vc. solo con un Canone а 2 Vc. et alcuni Ricercaj per Vc. e B. c. (1689; сохранились в рукоп.).

Еще в энциклопедиях