Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Верстовский





, Алексей Николаевич, композитор, род. 18 февр. 1799 в родов. имении Тамбов. губ., ум. 5 нояб. 1862 в Москве. В 1818 окончил курс Спб. института инженеров путей сообщ., воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПБ.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Москов. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842 – управляющий конторой). В 1841 он женился на известной тогда драматич. артистке Надежде Васильевне Репиной (1809–1867), оставившей сцену незадолго до замужества. В Москве В. также (частью в сотруднич. с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30,000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюж. Загоскина, 1835: СПБ. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался. Могила его находится на Ваганьковск. кладбище. Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В-у "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представл. в Москве, больше 200 в СПБ.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной московск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно). Как и остальные оперы В., "Аск. мог." в сущности – опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка – первобытна. Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольд. могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки. Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т.п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русск. воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта. В 1826 В. издавал "Драматическ. альбом", в 1827–28 "Музык. альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения. Все свои рукописи В. завещал московск. отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть налицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прилож. к "Ежегоднику Импер. театр." за 1896–97); См. также "Русск. Муз. Газ." 1899, No 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем. (Э.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia