Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Бекер





(Becker), 1) Карл Фердинанд, род. 17 июля 1804 в Лейпциге, ум. 26 окт. 1877; был органистом в Лейпциге и с 1843 преподавателем игры на органе в консерватории; в 1856 оставил свою службу; завещал свою библиотеку городу Лейпцигу ("Beckers-Stiftung", богата теоретическими сочинениями; См. [неполный] каталог "Verzeichniss einer Sammlung von musikalischen Schriften" 1843). Лучшие работы Б.: переработка вновь труда Форкеля "Systematischchronologische Darstellung der Musikliteratur" (1836; добавление к нему 1839) и самостоятельные сочинения – "Die Tonwerke des 16-und 17-Jahrhunderts" (1847) и "Die Hausmusik in Deutschland im 16. 17. und 18. Jahrhundert" (1840). Б., будучи усердным собирателем, не был настоящим ученым. – 2) Константин Юлиус, род. 3 февр. 1811 в Фрейберге, ум. 26 февр. 1859 в Оберлёснице, ученик предыдущего. С 1837 был редактором "Neue Zeitschrift für Musik", в 1843 жил в Дрездене, где был учителем музыки и затем в Оберлёснице. Б. написал оперы, хоровые и инструментальные произведения, а кроме того: "Männergesangschule" (1845), "Harmonielehre für Dilettanten" (1844), и тенденциозный роман "Der Neuromantiker" (1840). – 3) Валентин Эдуард, род. 20 ноября 1814 в Вюрцбурге, ум. 25 янв. 1890 там же. С 1833 чиновник городского управления; известный композитор хоров д. мужс. голосов ("Das Kirchlein"); писал также мессы, оперы ("Die Bergknappen" "Der Deserteur"), романсы и произведения инструмент. музыки. – 4) Георг, род. 24 июня 1834 в Франкентале (Пфальц), музыкальный писатель и композитор, ученик Куна и Прюдана, живет в Женеве. Б. написал: "La musique en Suisse" (1874), "Aperçu sur la chanson française", "Pygmalion de J. J. Rousseau", "Eustorg de Beaulieu", Guillaume de Guéroult", "Notice sur Claude Goudimel" (1885) и пр. Б. издавал многие годы музыкальный листок "Questionnaire de l'association internationale des musiciens-écrivains" и состоит сотрудником различных музыкальных журналов, в особенности "Monatshefte für Musikgeschichte". В печати имеются его фортеп. пьесы и романсы. – 5) Альберт Эрнст Антон, выдающийся композитор, род. 13 июня 1834 в Кведлинбурге, ум. 10 янв. 1899 в Берлине, ученик Бёнике и Дена в Берлине (1853–56). Жил в Берлине учителем музыки, а с 1881 профессором композиции при консерватории Шарвенки. В 1891 Б. сделался дирижером берлинского соборного хора и в 1892 отклонил (по желанию императора) предложение занять, после Руста, место кантора церкви св. Фомы в Лейпциге. Симфония G-moll Б. была премирована венским "Gesellschaft der Musikfreunde" 1861; в 1877 возбудили всеобщее внимание его романсы на текст из "Rattenfänger" и "Der wilde Jäger" Вольфа; его большая месса в B-moll (1878) – выдающееся произведение. Следует указать еще на: "Reformationskantate" (1883, Lutherfeir), ораторию "Selig aus Gnade" (1890), "Geistlicher Dialog a. d. 16. Jahrh." (альт соло, хор и орган), "Vigilien" и "Schnitter Tod" (д. мужск. хора с оркестром), мотеты, псалмы, "Minnelieder aus d. 13. Jahrhundert" (обработка мелодий из Jenaer Kodex, 2 тетр.), фортепианный квинтет (ор. 49), балладу д. скрипки (ор. 47), концертштюк для скрипки с органом (ор. 66), органную фантазию и фугу G-moll, и оперу "Лорелея" (1898). – 6) Жан, род. 11 мая 1833 в Мангейме, ум. 10 окт. 1884 там же, ученик Кетенуса и В. Лахнера, превосходный скрипач; с 1858 стал совершать концертные путешествия. В 1866 Б. поселился в Флоренции и основал "Флорентинский квартет" (вторая скрипка – Эврико Мази [ум. в 1894 в Риме], альт – Л. Киостри, виолончель – Фр. Гильперт), который своей превосходной игрой приобрел всемирную известность и существовал до 1880 (с 1875 в него вступил вместо Гильперта Л. Шпицер-Хегьези [род. в 1853 в Арпаде в Венгрии, ум. 1894 в Кельне]). Последние годы жизни Б. провел, за исключением артистических поездок, в Мангейме; из сыновей его – Ганс, род. 12 мая 1860 в Страсбурге, ученик Зингера, занимает место преподавателя скрипичной игры в лейпцигской консерватории. Младший сын его "Гуго" (См. под в. 8). – 7) Рейнгольд, род. 11 авг. 1842 в Адорфе (Саксония). В 1860 сопровождал Элера в По (Пиренеи) в качестве члена его квартета, а после смерти Элера сделался сам руководителем смычкового квартета, но в 1870 вследствие болезни мускулов должен был оставить игру на скрипке и, поселившись в Дрездене, посвятил себя всецело композиции. В 1884–94 с успехом был дирижером дрезденского Liedertafel. Б. преимущественно композитор вокальной музыки (популярные романсы, мужские хоры ["Abendglocken", "Hochamtim Walde", "Mahnruf", а также с оркестром: "Waldmorgen", "Vor der Schlacht"]), хотя некоторые его произведения инструментальной музыки также имели успех (скрипичный концерт [игранный Томсеном], симфоническая поэма "Der Prinz vom Homburg"), также как и оперы (3-актная опера "Frauenlob", Дрезден, 1892 и 1-актная опера "Ratbold", на текст Ф. Дана, Кёльн, 1898). – 8) Гуго, один из наиболее выдающихся современных виолончелистов, вместе с тем превосходный квартетист, род. 13 февр. 1864 в Страсбурге, ученик своего отца (См. выше, Б. 6), а позднее Фр. Грюцмахера и Карла Геса в Дрездене. После смерти отца Б. сделался виолончелистом концертного оркестра во Франкфурте н. М. (1884–86). Б. состоит членом квартета Геермана и преподавателем консерв. Гоха. С 1896 Б. королевский профессор. Игра Бекера отличается классическим благородством и отсутствием, при всем техническом совершенстве, виртуозных фокусов. Как композитор он выступил с виолонч. концертом, вариациями и другими пьесами для виолончели.

Еще в энциклопедиях