Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Цефаутный ключ





– в русских певческих рукописях и нотных печатных церковных книгах имеет преобладающее значение. Происхождение ц. к. объясняется строением средневековой сольмизационной системы по гексахордам, при чем ключ С в Hexachordum nafurale получил сольмизациоиное название С Fa Ut (См. "Гексахорд", "Мутация", "Сольмизация", "Линейная система"). Наглядное построение церковного "звукоряда" (См.) на ц-м к-е иногда излагается в певческих книгах подробно; напр. в Почаевском Ирмологионе (1794 изд. 3) система гексахордов имеет след. вид: где на ключевой знак С падают сольмизационные названия Fa и Ut. В нотных "церковных книгах" (См.) синодального издания ц. к. удержался доселе, но сольмизационные названия по гексахордам, державшимся твердо до 80-х годов 19-го в., наконец заменены более подходящими к современной сольмизации, т.е. вместо прежнего: ут ре ми ут ре ми фа соль ля фа, – теперь: соль ля си ут (и даже до) ре ми фа соль ля ца (т.е. si ). На этом основании понятна ошибка тех, кто не отличает ц. к. от альтового. (П.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia