Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Фригийский лад





(строй), 1) у греков, См. "Греческая музыка" II и III. – 2) В кач. средневекового церковноголада – гамма (См. "Церковные лады"). Фригийская каденция служила в последние века существования церковных ладов вечным камнем преткновения для теоретиков, так как в этот звукоряд внесены были гармонические понятия, абсолютно чуждые ему в те времена гомофонной музыки, к которым относится начало григорианских мелодий. Как известно ф. л. соответствует дорийскому ладу греков, т.е., как мы теперь знаем, – гамме чистого минорного наклонения (См. "Минорная гамма"), отношения которой обратны отношениям мажорной гаммы. Таким образом тоникой вышеназванной ф-ой гаммы является тон Е, но тоническим аккордом лада будет не аккорд B-moll, как полагали в 16–17-м веке, а аккорд A-moll, главный тон коего, по понятиям новейшей теории, не A, а E. Заключительный шаг ф-го л-а f – е соответствует поэтому вполне заключительному шагу h – с в C-dur'е, и, подобно тому как последний следует гармонизовать посредством G-dur – C-dur, так первый должен быть гармонизован посредством D-moll – A-moll (См. ниже 1; такая гармонизация типична, м. проч., для многих народных русских песен). Вместо того, напрасно старались найти каденцию на аккорде E-moll. Ho такая каденция была невозможна без повышений f и d; а так как f правильно считали неизменяемым, то в конце концов пришли к обороту D-moll – E-dur (2), который действительно не противоречит духу этого лада, но представляет собой не полную каденцию, а половинную:

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia