Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Филидор





(Philidor) – фамилия, а по семейному преданию – прозвище, данное Людовиком XIII или XIV одному из старших членов (Мишелю или Жану) рода музыкантов, пользовавшегося в 17–18-м веке большой популярностью в Париже; первоначальная фамилия их, связанная впоследствии с фамилией Ф., была Даникан (Danican). Дед наиболее выдающегося представителя этой семьи (Франсуа Андре) был 1) Жан Даникан-Ф., ум. 1679 в Париже в звании Phiphre de la grande écurie, т. e. трубача музыки королевского дома; он играл на флажолете (fifre), крумгорне, гобое и трумшейте (trompette marine) Сыновья его – 2) Андре Даникан-Ф., ум. 1730 (в глубокой старости), преемник Мишеля Даникана (не носившего прозвище Ф.) в кач. крумгорниста при grande écurie, позднее также член камерной музыки и капеллы по игре на гобое, крумгорне, трумшейте и фаготе; писал марши и пр. для армии, оперные балеты ("Le canal de Versailles", "La princesse de Crète"), дивертисмент и несколько водевилеймасок для Версальского двора. Он заведовал также корол. музыкальной библиотекой в Версали, в кач. помощника заваленного работой скрипача Фоссара; этой работой он занимался с величайшим усердием и собрал богатую коллекцию старинных инструментальных пьес, со времен Франциска I (1515; танцы, музыка для каруселей, охотничья музыка, торжественные фанфары, балеты и пр.), часть которой к сожалению позднее была растеряна; но и то, что сохранилось представляет ряд бесценных документов (Э. Туанан обещал издание их в добавлении Пужена к "Biographie universelle" Фетиса). Из произведений Андре Ф-а напечатаны: "Mascarade des Savoyards" (1700); "Mascarade du roi de la Chine" (1700); "Suite de danses pour les violons et hautbois qui se jouent.... chez le roi" (1699); "Pièces de trompettes et timballes" (1685); "Partition de plusieurs marches et batteries de tambour.... etc." – 3) Анн Даникан-Ф., старший сын Андре Ф-а, 1681–1728; хороший флейтист (издал пьесы для флейт, скрипок и гобоев, 1712), композитор нескольких опер-пасторалей ("L'amour vainqueur", 1697; "Diane et Endymion", 1698; "Danaé", 1701) и основатель Concerts spirituels. – 4) Пьер Даникан-Ф., племянник Андре Ф-а, 1681–1731; хороший флейтист, издавший 3 сборника сюит для 2 поперечных флейт (1717, 1718) и флейтовые трио. Наиболее выдающимся из всех Ф-в является. – 5) Франсуа Андре Даникан-Ф., младший сын Андре Ф-а от второго брака, одинаково знаменитый как шахматист и как композитор, род. 7 сент. 1726 в Дрё, куда отец его переселился выслужив пенсию, ум. 31 авг. 1795 в Лондоне. Еще ребенком Ф, проявил необычайный талант к шахматной игре и хотя он вместе с тем правильно брал уроки музыки у Кампра, но все же сделался первым шахматистом в мире, раньше чем кто-либо заговорил о его музыкальных дарованиях. 1745 он отправился в Амстердам, где состязался с шахматистом Стамма, затем в Германию и 1748 написал в Ахене "Analyse du jeu des échecs", который издал 1749 в Лондоне (2-е изд. 1777). С этого времени Ф. ездил почти каждый год на некоторое время в Лондон, где одерживал победы в клубе шахматистов; позднее он получал определенную пенсию от клуба, и наконец умер также в Лондоне. 1745 Ф. написал композицию "Lauda Jerusalem" в надежде получить место главного интенданта музыки, что ему не удалось, так как музыка его не понравилась королеве. Неожиданно Ф. проявил себя (1759) драматическим композитором и притом сразу с таким решительным успехом, что на целые десятки лет сделался главным представителем комической оперы. Первые пьесы его были одноактные: "Blaise le savetier" (1759); "L'huоtre et les plaideurs" (1759); "Le quiproquo" или "Le volage fixé" (1760); "Le soldat magicien" (1760); "Le jardinier et son seigneur" (1761); затем последовало одно из лучших его произведений: "Le maréchal ferrant" (1761, 2 акта) и еще несколько 1-актных опер ("Sancho Pança" 1762; "Le bûcheron" или "Les trois souhaits", 1763; "Le sorcier" 1764, первая пьеса в Париже, при исполнении которой был вызван композитор; "Tom Jones" 1765, с неслыханным новшеством ввиде квартета а capella); далее большая опера "Ernelinde, princesse de Norwège" (1767, наиболее выдающееся произведение Ф-а; 1769 переделано под назв. "Sandomir, prince de Danemark"). Затем последовали: "Lejardinier de Sidon" (1768); "L'amant deguisé" или "Le jardinier supposé" (1769); "La nouvelle école des femmes (1770); "Le bon fils" (1773); "Zemire et Mélide" (1773); "Berthe" (Брюссель 1775, вместе с Госсеком и Ботсоном); "Les femmes vengées" (1775); "Le puits d'amour" или "Les amours de Pierre de Long et Blanche Bazu" (1779); "Persée" (Большая опера 1780); "L'amitié au village" (1785); "Thémistocle" (Большая опера 1786); "La belle ésclave" (1787); "Le mari comme il les faudrait tous" (1788). Опера "Belisaire", которая осталась после него неоконченной, была поставлена, после того как Бертон написал к ней 3-й акт, – в 1796. Паузы 1770–73 и 1775–79 объясняются продолжительным пребыванием Ф-а в Англии. 1766 на торжестве в память Рамо был исполнен реквием Ф-а. В России из опер Ф-а шли: "Санхо Панса, губернатор острова Баратария" (Москва, 1762–96), "Кузнец" (СПБ. 1764), "Колдун" (1798), "Том Джонс" (ОПБ. 1800).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia