Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Тромбон





(итал. trombone, увеличительное от tromba [труба] – т.е. большая труба; нем. Posaune), медный духовой инструмент по тембру похожий на трубу и искони составлявший с последней одно семейство. Немецкое название "Posaune" и самый инструмент ведут свое происхождение от римской "buccina" (См.); последняя представляла собой вначале прямую трубу (tuba) большой длины, но впоследствии, с прогрессом техники инструментального производства (вероятно к концу средних веков), была согнута для удобства в несколько оборотов, подобно тому как бомбарду согнули в фагот. К началу 16-го века мы встречаем т. уже в его современной форме в виде т-а с кулисой. Мартн Агрикола ("Musica Instrumentalis") говорит, что мелодия у "Busaun" (т-а) выходит чисто только "durchs Blasen und Ziehen". Раздвижной механизм (кулиса) т-а памятен всякому, кто видел этот инструмент в действии; цель его – удлинять звуковую трубку и этим понижать тон инструмента, причем чистота интонации вполне зависит от играющего. Система "вентилей" (См.) не привилась поэтому к т-м. Звук у т-а полный и блестящий и отличается величавой торжественностью. Раньше т-ы изготовлялись различных величин, но в наст. время во всеобщем употреблении находится главным образом теноровый т. (in B), объем коего, если не употреблять кулис, заключает ряд обертонов от (контра-) 1B до (двухчертного) с" (три октавы). При помощи кулисы самый низкий (трудный для исполнения) натуральный тон может быть понижен на 3 полутона (контра-А – As – G, так назыв. педальные тоны т-а), второй натуральный тон может быть понижен даже на 6 полутонов (настолько можно удлинить трубку раздвижением кулисы; собственно, не совсем ясно, почему нельзя было бы настолько же понизить и первый натуральный тон, предположив, что у играющего хватило бы дыхания для этого). Обозначенных ниже тонов не хватает теноровому т-у, тоны ниже B редко применяются в оркестровой игре; начиная с E ряд тонов т-а идет хроматически до с", причем многие тоны могут быть взяты различными способами (напр. f без кулисы ввиде 6-го натуралького тона, со 2-й кулисой ввиде 7-го и с 5-й кулисой ввиде 8-го). Реже встречаются в наст. время басовый т. in F (оркестровый объем от [контра-] H до [одночертного] f') и альтовый т. in Es (объем от [большего] а до [двухчертного] es"); дискантом хора т-в в прежния времена служил цинк (срв. впрочем Slide-"trumpet"). Т-ы по нотации своей считаются не транспонирующими инструментами. Теноровый т. нотируется в тоноровом или басовом ключе (в последнем только для самых низких тонов, напр. для 2-го или 3-го т-в), а альтовый т. в альтовом ключе; при этом диезы или бемоли обозначаются в ключе. – Кварт-т. – устарелое название басового т-а in F; квинт-т-м назывался басовыйт. in Es (объем 1A – es'). Контрабасовый т. Вагнера имеет строй В, на октаву ниже тенорового т-а. Из числа знаменитых тромбонистов укажем м. пр. на Белька, Квейсера и Набиха. В органе т-м (Posaune) называется самый большой и самый сильный по интонации язычковый голос (16-ти и 32-х футов в педали, а также 8 футов в мануали).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia