Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Трио





(итал.), 1) композиция для трех инструментов; в наст. время под т. разумеют большей частью т. для фп., скрипки и виолонч., хотя в этих случаях лучше было бы обозначать фп-ное трио. Струнное трио состоит обыкновенно из скрипки, альта и виолончели или из 2 скрипок и виолончели. Все остальные комбинации инструментов должны быть точнее обозначены. Композиции старинного стиля (17–18-го веков) называются т. (sonata а 3), когда они написаны для трех концертирующих инструментов (напр. 2 скрипок и виолы да гамба), к которым может присоединиться и четвертый, не идущий в счет; этот четвертый голос удваивает бас, пополняет гармонию сообразно указаниям приложенной цифровки и исполняет партию continuo (фп., орган, теорба и пр.). Впрочем в начале 18-го века такое же название трио получала и соната для 2-голосной партии фп. с каким либо еще инструментом (гамба, скрипка, флейта, гобой) (напр. у Г. Ф. Телемана). – 2) В танцевальных пьесах (менуэты и пр.), маршах, скерцо и пр. для фп., – спокойная и более мелодичная средняя часть, контрастирующая с подвижной и кипучей главной темой. Название т. эта часть получила оттого, что прежде соответствующие ей эпизоды обыкновенно писались в трохголосном сложении, тогда как главная часть имела преимущественно двухголосное сложение. Колыбелью подобного трио послужила французская "увертюра" (См.), в которой tutti оркестра прерывалось небольшими эпизодами для 2 гобоев и фагота, – одна из важнейших подготовительных ступеней к развитию так назыв. второй темы в сонатной форме. – 3) Трехголосные органные пьесы для 2 мануалей и педали, следовательно для трех клавиатур, из коих каждая имеет особой состав регистров, так что эти три голоса резко выделяются друг от друга. Особенность органного трио составляет то, что здесь одна рука может исполнять связную мелодию в том же регистре тонов, в котором другая (на второй клавиатуре) исполняет фигурации.

Еще в энциклопедиях