Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Трезвучие





(нем Dreiklang), по обычной терминологии генерал-баса – название аккорда, состоящего из двух друг над другом построенных терций, независимо от того, большие ли это терции или малые. Поэтому существуют подразделения т-ия на: 1) большое или "твердое" т., мажорное т., у которого нижняя терция большая, а верхняя малая, напр. с:е. g (См. "Мажорный аккорд"); 2) малое или мягкое т., минорное т., у которого, наоборот – верхняя терция большая, а нижняя малая, напр. а : с : е (См. "Минорный аккорд"); 3) увеличенное t., у которого обе терции большие, напр. c:e . gis; 4) уменьшенное t., у которого обе терции малые, напр. h : d : f. Эти образования продолжают называться т-ми также и в тех случаях, когда тоны их удвоены в другой октаве, ибо и тогда они имеют только три существенно различных (имеющих различное наименование) тона. В противоположность этому четырезвучиями являются септаккорды, а пятизвучиями – нонаккорды. Под трезвучием в тесном смысле слова учение о генерал-басе понимает полный (трехтонный) вид аккорда с основным тоном в басу (а): в противоположность так назыв. обращениям – секстаккорду (2-е положение, b) и квартсекстаккорду (3-е положение, с), в которых басовым тоном является терцовый или квинтовый тон (также с любым удвоением отдельных тонов вверху). Цифровка генерал-баса обозначает т. посредством над басовым тоном, но чаще всего посредством отсутствия цифры. Срв. "Генерал-бас". Аккордовая сигнатура некоторых новейших теоретиков (Г. Вебер, М. Гауптман) обозначает мажорное т. посредством большой буквы, напр. А, минорное т. посредством маленькой: а, уменьшенное посредством нуля или знака минуса при маленькой букве: aА, a-, увеличенное посредством вертикальной черты или знака плюса при большой букве: А1, А+. В теоретических учебниках "Римана" для обозначения аккордов применяются лишь маленькие буквы (напр. аккорд C-dur обозначается посредством с+ [верхний созвук от с], аккорд C-moll посредством Аg [нижний созвук от g]), или же гармония определяется прямо по ее положению в данном строе, и обозначается как Т (тоника), S (субдоминанта) или D (доминанта), Срв. "Функции".

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia