Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Транспонирующие инструменты





– так называются те духовые инструменты, для которых нотируется в виде C-dur'a строй, соответствующий их натуральной гамме (ряду обертонов). К т-м и-м принадлежат валторны, трубы, корнеты, кларнеты, англ. рожок, басетгорн и новейшие медные инструменты с широкой мензурой (бюгельгорны, тубы и пр.; См. впрочем "Туба"), если они не в строе с. У валторны в D тон, нотированный в виде звучит как y кларнета в В то же с" звучит как . Чтобы научиться сразу правильно читать нотацию всех т-х и-в, следует привыкнуть читать все ноты в виде знаков интервала, отсчитанного от с, как от примы, напр. fis в виде увеличенной кварты; эта нота будет тогда для инструмента в B увеличенной квартой от B (= е), для инструмента в As – увеличенной квартой от As (= d) и т.д. Если запомнить, что ноты c e g всегда соответствуют мажорному аккорду строя данного инструмента (= 1, 3, 5), то результат будет достигнут в несколько недель и притом для всех видов т-х и-в одновременно (этот способ изучения нотации т-х и-в рекомендуется учебниками гармонии "Римана"). Перестраивание отдельных или всех струн скрипки (напр. на полутон вверх, срв. "Scordatura"), применявшееся некоторыми скрипачами виртуозами, превращает скрипку вполне или частью в т. и. (так что напр. Cis-dur берется на струнах просто как C-dur); в таких случаях даются предварительные указания насчет перестраивания инструмента; нотировка же дается, соответствующая обычной аппликатуре (так напр. в сонатах Бибера и др. в конце 17-го века).

Еще в энциклопедиях