Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Точка





(лат. punctum, итал. punto, нем. Punkt, фр. point), 1) над или под нотой служит знаком исполнения "стаккато" (См.). – 2) справа около ноты т. в наст. время всегда является знаком увеличения длительности этой ноты на половину, напр. и. т.д. Вторая точка прибавляет половину длительности первой точики: и т.д. Но в начале 18-го века точка могла обозначать также приращение длительности на четвертую часть, а именно при весьма часто встречающейся комбинации Такой способ чтения считался обязательным в тех случаях, когда три ноты короткой длительности не обозначены были как триоли. До введения тактовой черты (около 1600) точка могла иметь разнообразное значение; при перфектной мензуре (См. 3) она могла быть punctum perfectionis, а именно когда стояла при ноте, принадлежащей к разряду тех, которым предписывалась трехдольность, напр. при brevis в tempus perfectum, или же могла быть punctum divisionis (divisi modi), когда разделяла ноты мелкой длительности и препятствовала сопричтению их к одной perfectio; в обоих этих случаях т. имела то же значение, что в наст. время тактовая черта, которая, как известно, развилась из punctum perfectionis или divisionis, При имперфектной мензуре точка, в кач. punctum additionis, была тем, чем она осталась и поныне: средством увеличения длительности ноты. – 3) Т. в круге или в полукруге, , , обозначала в мензуральной музыке трехдольность ноты semibrevis (срв. "Prolatio").

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia