Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Тональность





(нем. Tonalität, франц. tonalité) – круг гармоний, своеобразно связанных и объединенных общим подчиненным отношением к одному главному созвуку, – тонике ("гармоническому центру"). Понятие о т-и введено было в теорию Рамо (1722; centre harmonique), а самое слово придумано Фетисом. Тогда как старинная теория опирается в существенных вопросах на гамму и под "тоникой" понимает тон, начинающий и заключающий гамму, – новейшее учение о гармонии, представляющее собой ничто иное как учение о значении аккордов для логики композиции (срв Функции), подразумевает под тоникой мажорный или минорный аккорд. Таким образом т G-dur господствует до тех пор пока все гармонии понимаются с точки зрения их отношения к С-dur' ному аккорду. Напр. хотя смелое, но сильное и благозвучное последование: трудно подвести под какой-нибудь строй с точки зрения старинной теории; в смысле же т-и C-dur оно представляет собой: тонику – созвук противоположной терции – тонику – созвук простой терции – тонику, т.е. здесь противопоставлены тонике лишь близко родственные ей созвуки (срв. "Созвуковое последование"). Перемена т-и и есть то, что называется "модуляцией" (См.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia

Академическая живопись: учебное пособие
Академическая живопись: учебное пособие
Коробейников В. Н., Ткаченко А. В.