Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Танцевальные пьесы





. Уже давна признано значение т-х п-с их резко различающимися ритмическими типами – для развития музыки, особенно инструментальной. Оба главных типа, более строгий хороводный танец (Reigen) в четном тактовом размере и живой "прыгающий танец" (Springtanz, Nachtanz) в нечетном тактовом размере, имели весьма различные градации в темпе и общем характере, смотря по эпохе и стране; некогда популярные типы становились устарелыми (старомодными), одни названия заменялись другими. Так место паваны к концу 16-го века заняла аллеманда, а во второй половине 17-го века – гавот или ригодон; гальярда (сальтарелла) перешла в позднейшие формы куранты, жиги и passepied. Многочастные passamezzi и bransles (brandi) представляют собой также лишь разновидности паваны. Многоголосные обработки т-х пьес для ансамбля инструментов (без грубоватостей лютневого стиля) дошли до нас начиная с первой трети 16-го века (Аттеньян, 1529–30). Т. п. вступили в новый фазис развития, когда начали соединять по нескольку таких пьес в циклические формы. Начало (уже около 1550) положено было развитием гальярды из паваны путем превращения четного такта в нечетный с сохранением, насколько возможно, мотивов и строя. Но уже скоро число соединенных пьес одинакового строя и с одинаковым развитием тем, увеличилось и таким образом возникает сперва в Германии форма вариационной сюиты (Пейрль, Шейн). Срв. "Сюита". Позднее вариационная форма была оставлена и отдельные танцы выступили снова в более самостоятельных отношениях друг к другу. Постепенно т.п. подверглись значительным расширениям, так что под конец вместо коротких 8-тактовых реприз они стали состоять из разработанных тем, противосложения и проведения; постепенно они утратили свой резкий танцевальный ритм. Срв. Fr. M. Böhme "Geschichte des Tanzes in Deutschland" (1886, 2 t.), где вместе с тем указана более старая литература, а также Desrat "Dictionnaire de danse" (1896), H. de Soria "Histoire pittoresque de la danse" (1897) и G. Vuillier "La danse à travers les âges" (1897). Кроме того срв. рассеянные по всему словарю специальные статьи об отдельных т-х п-х.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia