
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДЕМИУРГИ 297 до н. э. прибыл в Александрию Египетскую и стал советником Птолемея I Сотера, особенно по вопросам культурной политики. По его инициативе были основаны Александрийская библиотека и Мусейон. По некоторым сведениям, он также был инициатором создания греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты). Деметрий Фалерский написал большое количество трудов по философии, истории, риторике и другим дисциплинам, дошедших до нас лишь во фрагментах. Он не был оригинальным мыслителем, но важнейшей его заслугой является перенос традиций перипатетической учености в Александрию и создание там научного и культурного центра, ставшего крупнейшим в греческом мире. И. С. ДЕМИУРГИ (греч. «работающие для народа»). Название ремесленников в греческих полисах. В категорию демиургов включались также деятели искусства. В Афинах демиурги считались одним из трех сословий (наряду с евпатридами и геоморами), учрежденных, по преданию, Тесеем. В некоторых полисах демиургами (или дамиургами) назывались высшие должностные лица. И. С. ДЕМОКРАТИЯ (греч. «народовластие»). Одна из основных форм государственного устройства в древнегреческих полисах, предусматривавшая реальное, полномасштабное и непосредственное участие в управлении государством всего коллектива граждан. Термин «демократия» стал систематически употребляться в греческой общественной мысли с сер. V в. до н. э.; до того для обозначения соответствующего типа государственности применялось слово «исономия». Отдельные элементы демократии (прежде всего народное собрание) были имманентно присущи феномену полиса с самого начала его существования. Однако демократия как целостная политическая система начала формироваться в наиболее развитых полисах (напр., на Хиосе) в конце архаического периода, а в течение классического периода стала если и не преобладающей, то одной из наиболее распространенных форм государственного устройства в греческом мире. Наиболее сильной и яркой, лучше всего освещенной в источниках и изученной в науке из античных демократий является афинская. Демократический строй сформировался в Афинах в результате длительного процесса, начало которому положили в 594 до н. э. реформы Солона. В кон. VI в. до н. э., после ликвидации тирании в Афинах, реформы Клисфена стали решающим шагом в складывании демократического полиса. Демократия, введенная Клисфеном, была довольно умеренной, с опорой на среднезажиточные слои (зевгитов). Однако в результате деятельности ряда политиков демократической ориентации (Фемистокла, Эфиальта, Перикла) афинская демократия к сер. V в. до н. э. приобрела свою классическую форму. Ввиду неукоснительного соблюдения принципа суверенитета демоса верховным и почти ничем не ограниченным органом власти в Афинах была экклесия; все остальные властные структуры (Совет Пятисот, должностные лица) были ей подотчетны. Афинская демократия имела прямой характер; делегирование 230