
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
224 КОНКУРЕНЦИЯ В более узком смысле «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли. В рамках социологического анализа К. выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. Производители могут вытеснить друг друга с рынка товаров, продавая товар дешевле и без потери качества. Для этого они повышают производительную силу труда путем большего разделения труда, применения и постоянного усовершенствования машин, что требует ускорения подвижности трудовых функций работников. Между производителями возникает соперничество – они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе. Более мощные и более дорогие средства производства дают им возможность продавать товары дешевле, но одновременно вынуждают продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже первоначальных, но и ниже новых издержек производства. На уровне новых издержек производства снова вводится большее разделение труда, вновь увеличивается количество машин, возрастает масштаб использования этого разделения труда и этих машин. А К. опять порождает противодействие этому результату. Таким образом, непрерывно преобразуется способ производства: разделение труда (а следовательно – появление новых процессов) влечет за собой еще большее разделение труда, применение машин – еще большее применение машин, производство в крупном масштабе – производство в еще более крупном масштабе. Основные формы проявления закона К. отражают различные типы взаимодействия законов разделения и перемены труда через отношения субъектов рыночного хозяйства. Выделяют внутриотраслевой, межотраслевой и рыночный виды К. Внутриотраслевая К. связывается с получением сверхприбыли через повышение производительности труда и снижение индивидуальной ценности товара; именно механизм внутриотраслевой К. дал возможность многим