
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
715 МАРЮНЕТКИ 716 ( потомъ Old Vice (олицетвореше порока), наконецъ, Пончъ (Punch), завезенный изъ Италш. О г е рм а н с к и х ъ М. упомпнаетъ миннезпнгеръ Х Ш в. Гуго фонъ-Тримбергъ. Въ эпоху 30-летней войны у немцевъ не было другого театра, кроме кукольнаго; по Германш разъезжали въ эту эпоху маршнетчики изъ Англш, Голландш, Францш, Италш п даже Испанш. Типъ Гансвурста появился у немцевъ около 1550 г.; въ конце Х У Ш в. его сменлетъ венсшй Кашперль. Марюнетчики Гермаши имели це ховое устройство и, изъ опасенш конкуренцш, передавали свой репертуаръ устно. Наибольшую известность изъ этого* репертуара пртбрелъ «Фаустъ». Въ детстве Гёте кукольный театръ сыгралъ очень важную роль. Въ Берлине въ 1906 г. было около 10—15 кукольныхъ театровъ, въ Саксо ши около 30 марюнетчпковъ. Центрами кукольныхъ спектаклей были въ особенности Гамбургъ и Вена. Въ Мюнхене съ 1858 г. существуетъ дЬтсшй Marionettentheater, созданный Ioc. Шмидомъ («Папа Шмпдъэ, 1822—1913); основу его репертуара соста вляють пьесы графа Поччи. Въ 19t)7 г. мюнхенсше художники создали новый художественный театръ М., съ репертуаромъ пзъ пьесъ Гофмансталя, Шнпцлера и т. д. Для теневого театра въ эпоху роман тизма писали Гёте, 10. Кернеръ, Тикъ, Уландъ, Мёрпке, Арнимъ, Брентано; сто летъ спустя, въ 1907 г., въ Мюнхене возобновлены эти представлетя (въ Швабингене). Въ 4 e x i n кукольный театръ (loutkove divadlo), первое известие о которомъ относится къ 1657 г., сыгралъ важную роль въ деле чешскаго возроя:денш; особенно прославился своими патриоти ческими спектаклями «король чешскпхъ маллонетчпковъ» М. Копецшй (см. Х Х П , 686). Въ П о л ь ш у вертепъ (Jaselka или Szopka, отъ нем. Schoppen) проникъ, вероятно, изъ Чехш. Вертепныл представлешя въ Польше, а равно въ Галицш, Белоpyccin, Малороссш н Сибири, возникли, повиди мому, изъ комбинацш рождественской мистерш со светскою кукольною комед1ею ц имеютъ характеръ, отличаюшдйсл отъ западно-европейскаго вертепа; въ пбследнсмъ отсутствуетъ комический элементъ, эаннмаюпцй видное место въ малорусскомъ и отчасти польскомъ вертепе; развитш комическаго элемента въ польской шопке помешали церковный запрещсшя. Ядро польской шопкн составляетъ драма объ Ироде, Смерти и Д1аволе. Комичесшя фигуры польской шопкп (куцый Япекъ съ топорикомъ, глупый Войтекъ съ козою, казакъ и краковякъ, управляюшдй и т. д.) выстуиаютъ только съ песенками и моноло гами и съ самымъ незначнтельнымъ дiaлoгoмъ. Въ последнее время польсшл jaselki даются въ исполneniH живыхъ людей. Некоторые известные писатели (Рыдсль, Оръ-Отъ, Конопницкая и др.) написали для нихъ новые тексты. Вертепъ въ М а л о р о с Ы и и Be.iopycciu («БетлсЙка») известенъ'съ' Х У П — общаго со школьными представлешями X V I I — Х У Ш вв., вторая—съ интерлвд'ями или интермед1ями той же эпохи. Въ остальной Poccin вертепъ известенъ былъ только въ Снбнрн, куда онъ былъ занесенъ изъ Малороссш. Кукольный театръ въ Poccin известенъ преимущественно въ форме при-, митивнаго «Петрушки», котораго ОлеарШ видълъ еще въ 16^3 г. Куклы этого театра показывались надетыми на пальцы надъ юбкою въ обруче или надъ краемъ ящика, въ которые пряталась голова маршнетчпка (позже вошли въ употреблеше ширмы); оба эти способа представлетя до сихъ поръ попу лярны въ Китае. Обыкновенно типъ Петрушки сблнжаютъ съ Полишннелемъ пли Пульчинелло, но въ русскомъ Петрушке имеются черты, сближающая его съ Карагёзомъ; сцены съ лошадью (муломъ, осломъ, верблюдомъ), на которой въезжаетъ на сцену герой кукольнаго театра, очень нередки въ театръ\ Карагёза, въ европейскомъ ate кукольномъ театре такая сцена встречается лишь въ одномъ BapiaHTe «Фауста», въ которомъ фигурируете Гансвурсть. Действующая лица русскаго «Петрушки»—Петрушка, его жена, цыганъ, докторъ, квартальный, немецъ и собака; содержаше—до некоторой степени пмпровпзащя. Оно состоить пзъ пляски Петрушки съ же ною, покупки у цыгана лошади, которая сбрасываетъ Петрушку, комической сцены съ докторомъ, кото раго Петрушка убиваетъ, и съ квартальным^ кото раго онъ колотить палкою; въ заключеше собака схватываетъ Петрушку за носъ u уносить его въ тартарары. Бывали въ Pocciu u заеэж1с кукольные театры, итальлнеше и немецше, но ни эти наезды, ни возрождеше М. за границею, наблюдавшееся въ конце X I X п начале X X в., не оказали на Pocciio заметная влшшя; даже домапгше кукольные театры, пгравппе известную роль въ детстве Лермонтова, Герцена и др. русскихъ деятелей начала X I X в., ныне пользуются въ Pocciu сравнительно слабымъ распространешемъ. — Литература о кукольномъ театрё въ Европе очень обширна* главные труды: С h. М a g n i n, «Histoire des Marionettes en Europe* (1852; 2-е изд. 1862); E. M a i n d r o n , «Manonettes et guignols» (1900 и 1901); H . S. Rehm, «Das Buch der Marionetten» (1905); Y o r i c k (P. C. Ferrigni), «Vent' anni al te.atro. I . Storia dei burattim» (1884; руссшй пер. съ английская, въ «Библшт. Театра и Искусства», 1913—14); H e r m . R e i c h , «Бег Mimus» (1903); D r . О. D r i e s en,' «Der TJrsprung des Harlekin» (1904); H e r m . P i s c h e l , «Die Heimath des Puppenspieles» (1900); Y . P r o u , «Les Theatres d'automates en Grece» (1882); A l . G - a y e r t , «Le Theatre de Marionettes о^АпьЫпоё» («LaRevue», 1904); P. B r u n , «Pupazzi et Statuettes* (1907); «Thea\tre Lyonnais de Guignob (1865—70. Юбилейное изд., 1909); Т. de V i s an, «Le Guignol Lyonnais» (1910); L e m e r c i e r de N e u v i l l e , «Histoire anecdotique des marionettes X V I I I вв.; ггредполагають, что онъ проникъ сюда modernes» (1892); J.-M. P e t i t e , «Guignols et Ma черезъ Польшу, такъ какъ польеше семинаристы хо rionettes^ (1912); R. d e - ^ V a r s a g e , <'Histoire du дили съ вертепомъ уже въ X Y I в. Въ настоящее время celfebre theatre liegeois de manonettes» (1905); вертепъ сохранился только местами въ Галицш и Бе- L i t t m a n , «MUnchener Kttnstler-Theater» (1908); лоруссш; около Kiena онъ существовалъ до половины J. E. Rabe, «Kasper Putschenelle» (1912); L . No¬ X I X в. Вертепный лщнкъбылъ различная устройства. v a. k, «Loutkove divadlo* (1906); J. V e s e 1 y, Основной типъ его заключался въ модели двухъярус «0 vlasti, vzniku a rozvoji loutek^ (1912); G. J aн а я домика, при чемъ наверху помещался Виелеемъ k o b , «Das Schattentheater» (1901; 2-е изд., 1907); съ яслями Спасителя, а внизу — тронъ Ирода. R. P i s c h e l , «Das altindische Scnattenspieb («SitВъ полу обоихъ этажей были скважины для про zungsberichte d. klinigl. preuss. Akad. d. Wissensch.», волокъ, на которыхъ были утверждены куклы. 1906); L . S e r r u r i e r , «De Wajang poerwa» (1896); Въ верхнемъ этаже появлялись ангелы, приходили H a z e n, «Bijdrage tot de kennis van net javaansche съ дарами волхвы и пастухи (все въ украинскнхъ tooneeb (1897); G. J a c o b , «Das Ttlrk. Schattenкостюмахъ); внизу происходили комичесшя сцены съ tneater» (1900); Н. М а р т и н о в и ч ъ , «Турецшй солдатомъ-москалемъ. цыганомъ, запорожцемъ, дья театръ <Карагёзъ;> (СПБ., 1910); L e m e r c i e r de комъ и т. д. Первая часть пьесы имеетъ много Ч