
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
771 КАНТЪ 772 комъ сочеташи субъекта съ предпкатомъ, каково тивоположный стороны нашего Mipa сходятся между бы оно нп было по количеству, качеству и отно- собою,—какимъ способомъ KaTeropiu прилагаются шэшю, остается еще вопросъ: представляется лп къ чувственнымъ явлешямъ, пли этн последний это сочеташе какъ только возможное, илп жо какъ подводятся подъ категор1и, для произведения дейдействительно существующее, или, наконецъ, какъ ствптельныхъ предметовъ опыта? Два противо необходимое? Другими словами, означаетъ ли связка положные термина, какъ чувственность и раэсу(copula) даннаго суждешя, что А м о ж е т ъ б ы т ь докъ, для соединешя своего требуютъ'чего-нибудь В, или же, что А е с т ь В, пли, наконецъ, что А третьяго. Третье между чувственнымъ образомъ и д о л ж н о б ы т ь В (въ общемъ смысл* mUssen). Съ чистым* пошгпемъ К. находить въ такъ называе этой точки зрения суждений бываютъ п р о б л е м а - мых* нмъ с х е м а х ъ , которыя онъ выводишь пзъ т п ч е с к и ' я (сомнительный), а с с е р т о р и ч о с к и я природы времени. Время, какъ мы видели, есть (уверительный) и а п о д п к т п ч е с ю я (обязатель чистое в о з з р е л о и основнап, общая форма ный), чему соответствуютъ три KaTeropiu м о д а л ь в с е х ъ чувственныхъ явлешй, но вместе съ тем* н о с т и : 10) В о з м о ж - н о с т ь , 11) Д е й с т в и т е л ь въ немъ заключены четыре рода мысленныхъ опре н о с т ь плп существование и 12) Н е о б х о д и м о с т ь . делешй, дающихъ соответственный схемы для всехъ ЭТИ основныя понятия (категорш ИЛИ предпкаменты), KBTeropifi, образуя, такимъ образомъ, связуклшя изъ которыхъ легко выводятся некоторый друпя звенья, или какъ-бы некоторый мостъ можду чув общия понятия, какъ, напр., в е л п ч и н а, си л а и т. п., ственнымъ и умственнымъ MipoMb. Во времени, служатъ, далее, для опред*лешя коренныхъ пстпнъ, какъ форм* чувственныхъ лвлешЙ, мы разлнчасмъ, обусловливающнхъ опытное познаше или естествен во-первыхъ, продолжительность или величину, т.-е. ную науку; К. называешь этп последняя осново ч и с л о моментовъ или равных* единиц*, что дает* положениями чистаго раэсудиса. Но чтобы съ с х е м у к о л и ч е с т в а ; во-вторыхъ, с о д е р ж а н i e или помощью всехъ этихъ формальныхъ принциповъ самое временное было, то, что наполняешь время— можно было создать нзъ чувственныхъ данныхъ это даетъ с х е м у к а ч е с т в а (именно, наполненное единую природу ИЛИ единый м1ръ опыта, всеобщаго время — схему реальности, пустое время — схему п необходимаго какъ въ частяхъ, такъ и въ целомъ, отрицания); въ-третьихъ, явлешя находятся въ раэнужно, прежде всего, чтобы все отдельный и част- лнчномъ временномъ п о р я д к е относительно другъ ныя отправления разсудка (вместе со всеми воз- друга, чемъ даются с х е м ы о т п о ш е н и я , а именно зрительными актами въ сфере чувственной) отно ИЛИ одно явление пребываешь, когда друпя про сились къ единому самодеятельному с о з н а н и е , ходишь (отсюда схема субстанцш и акциденщй), какъ общей синтетической связи всехъ чувствен или одно следуетъ за другимъ (схема причины и ныхъ и разсудочныхъ элементовъ познашя. По с л е д е ш я ) , или все они существуютъ въ одно время скольку все сводится къ закономерному соеди (схема вэаимодейсшя или общности); въ-чотвертыхъ, нению ИЛИ сложешю представлешй, ясно, что кроме лвлсшо во времени существуетъ или когда-нибудь правилъ соединешя требуется еще само соеди (схема возможности), или въ определенный моментъ няющее действ!е. Во-первыхъ, соедпняемыл предста (схема действительности), или во всякое время влений должны быть выделены или с х в а ч е н ы въ (схема необходимости). Представлял чувстпенпыл своей особенностп («аппрегендированы»): по такъ явлешя по этимъ схемамъ, чистое воображение въ какъ соединеше н е с к о л ь к и х ъ представлешй" не каждомъ случав указываетъ разеудку на прило возможно въ самомъ акте «аппрегензш» каждаго жимость той или другой изъ его icaTeropifl. Если, изъ нпхъ, а между тЬмь вс* они должны быть на такимъ образомъ, действительные предметы нашего лицо при соединении ихъ, то требуется, во-вторыхъ, опыта—все то, что мы называемъ MipoM* лвлешЙ способность в о с п р о и з в е д е н и я (R eproductio) или природой — состоят* изъ произведен^ чистаго уже «схваченныхъ» представлешй при новомъ актё воображошл, связываемыхъ разеудкомъ въ силу ихъ соединешя, и, въ-третьихъ, какъ ручательство соответствш между вообравитсльными схемами того, что воспроизводимый представлении суть те же явлешй и его собствовными категориями, то ясно, самыя, кашя были прежде схвачены, необходимъ что коренныя истины (акешмы) опытной науки или актъ у э н а в а н 1 я (Hecognitio), который возможенъ естествознашл могутъ быть только основополотолько въ томъ случае, если субъектъ схватывагошдй, жошями чистаго разсудка, т.-е. должны иметь воспроизводящий и узнающий представлений остается апршрныЙ характеръ. Хотя разеудокъ, по существу однимъ и темъ же И И себе равнымъ. Сознание своему, оперирустъ только посредствомъ понялЙ, Л («апперцепция») предмета, каи;ъ такого, т.-е. нз- но, благодаря схематизму, его понятиями обнимаются вестнаго опред*леннаго и эаконом*рнаго синтеза и действительные предметы, т.-е. воззритсльно-чувпредстявлешй, возможно только при единстве само ственныя явленш. Такимъ образомъ природа опре сознаний, т.-е. когда субъектъ неизменно сохра деляется разеудкомъ съ четырохъ сторонъ: со сто няешь свое внутреннее безусловное тоя(ество: Я = Я роны воззрнтельной формы явлений, чувственнаго (К. называеть это «синтетическнмъ еднпствомъ их* содержания, существенной связи ихъ между трансцендентальной апперцепцш» и другими по собою и связи нхъ съ нашимъ познашемъ. Какъ добными именами). Единство самосознания доста находящаяся во времени и пространстве, чув точно объяснлетъ возможность синтетическихъ по- ственный явлешя суть воэзрешлн въ этомъ смысле знавательныхъ актовъ вообще. Единое сознаше, определяются первымъ основоположешемъ разсудка, действуя какъ производительное воображение (въ которое К. называотъ «аксиомою воззрешя» и ко отличив отъ выптеупомянутаго воспроизводитель- торое гласить: в с е в о з з р е н 1 я с у т ь э к с т е н наго), создаешь изъ чувственныхъ воспр1ят1Й, по с и в н ы й в е л и ч и н ы , т.-е. всегда состоять изъ средствомъ воззрительныхъ формъ, цельные образы однородныхъ частей, въ свою очередь, слагающихся предметовъ; оно же, въ своемъ дискурсивном* или изъ такихъ же частей и т. д. до безконечности,разеудочномъ д е й с ш и , создает* связь явлешй по другими словами: чувственныя явленш, какъ вели категориями Но предметы действительная опыта чины, делимы до боэконечности, и следовательно имеютъ заразъ и чувственный, и умственный ха никакихъ атомовъ не существуетъ; это основополорактеръ, суть вместе и воззрительные образы, и жеше очевидно соответствуешь категорш количества. носители разсудочныхъ определений. Какимъ же Содержаше свое явлешл получаютъ отъ ощущешй; способомъ эти две нераздельный и, однакоже, про хотя внутреннее свойство ощущошй, какъ особыхъ