
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
967 ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО 968 шенно своеобразной прелестью. Его тонкая наблюда тельность и мастерство находятъ свое полное в ы р а ж е ш е въ портретных* бюстах*, главнымъ образомъ, детей п молодых* женщинъ. В е с ь м а близок* къ Деэндерш Антошо Росселино (1427—78), автор* о ч а р о в а т е л ь н а я надгробнаго памятника кардинала П о р т у г а л ь с к а я в * Санъ Мишато во Флорен ции. По всей вероятности Антошо получнлъ образоваше у своего с т а р ш а я брата Бернардо Росселино (1409—64), с о з д а в ш а я въ мраморном* надгробном* памятник* Леонардо Бруни в ъ Санта Кроче первую гробницу в * нише во Флоренщи. ФлоренпЙыпе скульпторы обязаны ему чувствомъ а р х и т е к т у р н ы х * пропорщй. Бенедетто д а Майяно (1442—97), последователь Антошо Росселино, пере ходит* отчасти въ манерность. Значительное влияnie н а флорентийскую пластику оказалъ Мнно д а Фиезоле, который создалъ целый рядъ великолеп н ы х * бюстов* и надгробных* памятниковъ. Большое значеше имеют* относящиеся к * атому ж е времени бюсты изъ тсрраисотты, иисполненныо неизвестными мастерами. Во второй половине Х У в . во Флорен щи проявляется, въ противоположность декоратив ной нластпкъ, течеше, основывающееся н а искус с т в * Донателло, но сочетающее натуралистическое стремлсше съ чувствомъ п р е к р а с н а я . В о г л а в * стоятъ д в а великих* художника Антош о дель Поллайуоло (1429 — 98) и Андреа дель Верроккш (1436—88). Творчество BeppoKicio з а в е р ш а е т * пла стику кватроченто. Онъ бымъ учителем* Леонардо д а Винчи, о творчестве котораго въ области скульп туры можетъ дать некоторое понятие недавно най денный восковой бюстъ Флоры (въ музее имп. Фрид р и х а в * Берлине). Среди художниковъ, с ы г р а в ш и х * роль въ развитии искусства* Возрождение, следуетъ от метить cieHCKaro скульптора Якопо делла Кверчиа (1374—1438). П е имён ни предшественников*, ни последователей, онъ занимает* особое положение. Несмотря н а готические декоративные мотивы, на готический изгиб* его фигур*, произведешл Кверчиа отличаются особой жизпеиностьио, вели чием* концепции п сильно выраженной самобыт ностью. Т а к ъ же, к а к ъ у Микель-Анджело, въ его ску л ь п турах * жизнь, действие в ы р а ж а е т с я скорее в * мощном*, безпокойпомъ теле фигур*, ч е м * въ ихъ лицахъ. Только одпнъ художниисъ "въ Сиене н а ходится отчасти под* в л и я т е и * Кверчиа—Антошо Федериги. Произведения остальныхъ скульпторовъ Сиены отличаются мелочностью и свидетельствуют* объ у п а д к е искусства въ этомъ городе. Благодаря произведешлмъ, создапнымъ тосканскими художни к а м и , были во всей стране заложены зародыши само б ы т н а я развития и с к у с с т в а Возрождения. Въ работах* падуанской школы скульпторовъ ясно с к а з ы в а е т с я хараистеръ более позднихъ произведений Донателло, который смягчается, однаисо,простымъ,живописнымъ натурализмомъ и близостью къ античпому искус ству. В ъ Болонье, где работал* Кверч1а, только во второй половине Х У в . появляется самобытный художниисъ Нпкколо деЛь А р к а и з * Бари, одни* нзъ самыхъ даровнтыхъ скульпторовъ кватроченто. Пластика Ломбардии съ е я худощавыми, мускули стыми фигурами и безпоисойными складкамп одежд*, т*сно облегающими тело, всецело находится подъ влияшемъ падуанской школы. Большое влйлше на развитие венецианской пластики имело реалистиче ское искусство Антошо ди Джованни Риццо изъ В е роны, Пьетро Солари, прозв. Ломбардо, и его сы новей Туллио и Антошо, произведения которыхъ обнаруживают* характерную д л я ломбардсисой школы любовь к ъ роскошной орттаментащп.' В ъ Р и м е въ Х У в. работаиотъ, главнымъ образомъ. флорентийсние и ломбардские художники. В ъ т е ч е т е последнихъ десятилетий Х У в . во Фло ренщи, вновь р*шающей судьбы И. искусства, н а рождается совершенно нопое направлеше, ко торое особенно ярко проявляется въ пластике. Эта новая скульптура вместо индивидуальности ставит* себе главной целью — обобщение, соэдаше типа. При этомъ обобщении и идеализации форм*, не только головы, но н т е л а и в с е х * дета лей, художники руководствуются схемой, создан ной по новымъ эстетнческимъ законамъ. Новые з а коны извлекаются не только пзъ природы, сколько пзъ а н т и ч н а я искусства, которое въ то время порестаетъ быть жнвымъ источником* вдохповепи'я. Скульпторы новой эпохи пользуются античным* искусством* для установлений общих* основных* законовъ своего искусства. Въ X V I в. пластика становится еще более свободной н самостоятельной. Это убъждешо въ величие и самостоятельности пла стики ведотъ исъ колоссальпымъ р а з м е р а м * скульп т у р н ы х * произведсиииЧ, между т е м * к а к ъ пронзиедеш я пластики р а н н я я Возрождение меньше натураль ной величины. Портрет* отодвигается н а второй планъ. Благодаря отсутствий индивидуальности въ новомъ искусстве все более стираются МЕСТНЫЙ особенности, п р и ч е м * подавляющее влияние МикельАнджело еще ускоряет* этот* процесс* обезличение. В с ё знаменитые художники странствуют* нзъ одного города въ другой, а мнопе нзъ нпхъ отправляиотся за границу. Нацдональный хараистеръ итальян ской скульптуры X V I в. утрачивается также благодаря тому, что въ Итал in работают* иностран ные художники. Мощный,необыкновенно самобытный гешй Мнксль-Апджело (1475 — 1564) в ы р а ж а е т * всю сущность ииоваго искусства. Творчество его современников* лишено индивидуальных* осо бенностей; работы многих* и з * них*, несмотрл иа проявляющуюся въ нихъ красоту линий н нкусь, обнаруживают* 1иоверхность и манерность. Это от носится отчасти и исъ знаменитому А н д р е а Сан совино. К ъ скульпторамъ высокаго Возрождения принадлежать Лоренцотто (1489—1541), Пьетро Торрпдяпано (род. въ 1472 г . ) , Джованни Ф р а н ческо Рустичи-'(1474—1554), Баччш д а MouiTe.iyno (1469—1535), Джанъ Крнстофоро Романо (1465— 1512), Антошо Бегарелли (1498—1565), Триболо (1485-1550), Якопо Сансовино (1486—1570), Р а ф фаэлло д а Монтелупо (1505—67), Монторсоли (1507—63), Гульэльмо делла i-орта ( у м . въ 1557 г . ) , Баччш Бандинсллн (1493—1560), Бартоломмео А м манати (1511—92), Бопвенуто Челлинн (1500—72), Леоне Леонп (1509—90), Помпео Леони (ум. въ 1610 г . ) , Джованни д а Болонья (1529—1608) и др. В ъ X Y I I в . руководящей принцип* архитектуры барокко становится законом* н в * области пластики—скульп торы стремятся ис* живописному впечатлению путемъ вэаимодействш между пластикой и архптеистуроП, а ииногда таисже и ландшафтом*. Несмотрл на это, именно въ норюдъ барокко число скульпторовъ, среди исоторыхъ много выдающихся мастеровъ, очень велико; работы ихъ отличаются большими размерами и роскошью мaтepiaлa. Итальянская скульптура этого времени не зпаотъ п л а с т и ч е с к а я спокойствия. Стремясь къ натурализму, опа признаетъ худоисественное значеше действительности лишь въ моментъ движения илн аффекта. Этотъ драматический прпнцнпъ X V I I в . съ с а м а я начала приводит* к ъ крайнему преувелпчешю формъ. Вид ное м*сто занимает* одежда с* большими, часто исаигь бы вздуваемыми ветром* складками; больипую роль играютъ облака и з а в е с ы . Незначительности формы соответствует* незначительное луховноё сопепжаше