
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
201 ГУБЕРНСШЯ УЧРЕЖДЕНЫ. 202 пики, асессоры, врачебный инспектору инженеръ и архитекторъ (позднее прпбавленъ еще тюремный инспектора»). Уже въ Николаевское царствоваше правительство не разъ обращало внимаше на не достатки положешя губернскнхъ правлешй, изъ коихъ главнымъ было его подчпнеше власти губер натора; отсюда проистекало OTcyTCTBie самостоя тельности; власть губернатора какъ бы подавляла губернешя правлешя.. Политическая власть губер натора, однако, все усиливалась, и параллельно все падало значеше губернскнхъ правлешЙ. Во вторую половину X I X в. они сравнились съ простою гу бернаторскою канцеляр!ею, слепо исполняющей приказаны начальника губернш; сенаторешя ревнзш 1880 г. раскрыли весьма печальную картину поло жешя губернскнхъ правлешй, вследств1е чего Кахановская комисЫя обратила на него специальное пнимашо. Вопросъ о реформ* губернскнхъ правлешй поднимался каждый разъ, когда возникалъ вопросъ объ общей губернской реформ*, между прочимъ и въ проектахъ Плове и Столыпина. Губернскоо правлеше ныне разделяется на об щее npncyTCTBie и канцелярш, при чемъ об щее upncyTCTBie въ некоторыхъ только делахъ действуотъ въ качестве коллепи. Предсёдателемъ правленш является губернаторъ. Составъ правлен] й у станов ленъ закономъ 1865 г., при чемъ обыкновенно имеются 2 советника и 1 асессоръ. При правленш состоять отделешя врачебное, строительное, тюремное и межевое. Правлеше обнародуетъ законы въ губернш; оно имеетъ право «пред ставлять о неудобствахъ новаго закона» п когда имъ будетъ усмотрено что-либо «противное закоиамъ и пользамъ Императорская Величества»; ему принадлежитъ надзоръ «за повсеместнымъ исполпешемъ закона» и начальственный над зоръ за чиновниками администратпвнаго ведом ства u полицш. Правлеше-разрешаешь «пререкаnifl> о подсудности между различными администра тивными органами; оно является органомъ полнцейскнмъ, охраняя тишину и спокойств1е и принимая Ш Б полнцейсшя меры къ охранешю народной безо У пасности, здрав1л п полицш строительной; въ губерншхъ, где не введено самоуправлеше, губ. правлешя имеютъ также обшнрныя функщй въ об ласти полищи хозяйственной. Делопроизводство пра влений осталось въ прежнемъ виде, съ разделешемъ подведомственныхъ ему делъ на три категорш, судныхъ, адмпнистративныхъ первая разряда и второго разряда; только порвыя требуютъ обязательво коллепальиаго решешя. Правлешя находятся въ ве домстве м-ва вн. делъ п стоять выше прочпхъ Г. учреждешй; они подчинены по закону непосред ственно сенату, по на практике широшя полномочш губернаторовъ вполне подчпняютъ правлешя ихъ власти. Жалобы на правлешя приносятся въ сенатъ (по 1-му департаменту). К а з е н н а я па л а т а является губернскимъ органомъ м-ва фпнансовъ, ведая «дела казеннаго управлешя»; эти палаты были также учреждены Екатериной въ 1775 г., при чемъ во главе пхъ стоялъ вице-губерпаторъ; оне ведали ревизшнныя сказки, доходы п расходы казны, соляныя дела, винный откупъ, ка зенный здашяп имущество губернскихъ учреждешй. Въ 1831 г. была издана инструкщя каз. палатамъ, разделившая ихъ на 6 отделешй, но еще сохра нившая основный нормы учреждешя 1775 г.; въ общемъ это былъ все еще коллеиальный органъ. Въ 1837 г. было издано новое учреждеше. Каз. палата получила особая председателя; отдёлешя были сокращены до 5 (ревизское, питейное, казначейское, соляное и контрольное); составъ палаты определялся такимъ образомъ: председатель, советники, асес соры, губернешй казначей и губернешй контролеръ; при нихъ состояли еще чиновники особыхъ поруче шй, канцеляр1я и акцизные надзиратели. Въ царство ваше Александра I I компетенция каз. палатъ была сильно сокращена учреждешемъ контрольныхъ па латъ и акцнзныхъ управлений, а эаконъ 1866 г. окончательно превратилъ палаты изъ коллепальныхъ органовъ въ учреждешя, управляемыя едино лично. Казенный палаты теперь состоять изъ упра вляющая, въ некоторыхъ местностлхъ—его по мощника, начальниковъ отделешй и др. чиновъ; въ ведеши палатъ находятся податные инспектора и ихъ ПОМОЩНИКИ; закинь, однако, сохранилъ общее присутств1е палаты, состоящее подъ председательствомъ управляющаго; только въ случае производства некоторыхъ торговъ председательствуетъ губернаторъ. Общее присутствю пмёетъ лпшь совещательный голосъ; все дела ре шаются управляющими Компетенция палатъ обнимаетъ собою счетоводство по приходу и расходу казны, дела ревизешя, производство разныхъ тор говъ, наложеше взыскавШ эа . нарушеше уставовъ казеннаго управлешя. Въ ведеши палатъ состоять к а з н а ч е й с т в а , гу бернешя и уездныл, коимъ поручены пр!емъ и хранеше суммъ, гербовыхъ марокъ и т. п. и производство плате жей. П о д а т н ы е и н с п е к т о р а , учрежденные въ 1885 г., наблюдаютъ за правильностью торговли п податного обложения; казевныя палаты могутъ давать имъ и друпя поручешя. Прежде существо вали еще г у б е р н с к и п о д а т н ы я прпсутств1я, ныне уираздненныя; зато по промысловому налогу созданы новыя п р о м ы с л о в ы й п р и с у т с т в i я, подъ председательствомъ податного инспектора, а по квартирному н а л о г у — г у б е р н с к и п о к в а р т и р н о м у н а л о г у присутств1я, подъ председа тельствомъ управляющаго казенной палаты. Рядомъ съ казенной палатой стоить у п р а в л е н 1 е го с у д а р с т в е н н ы м и и м у щ е с т в а м п . Въ 1838 г. было создано особое м-во государственныхъ иму ществу провинциальными органами коего должны были быть палаты гос. имущ. Целью этой реформы было установлено самостоятельная ведомства для управлешя казенными (населенными, пустопорож ними, лесными и др.) землями и оброчными статьями п для попечительства надъ государственными крестьянами; последнее въ то время составляло центръ тяжести работы новая министерства; после освобождешя крестьянъ за нимъ осталась лишь первая хозяйственная функцш заведывашл казенными землями. Въ 1866 г. палаты государствен ныхъ имуществъ были упразднены, за исключешемъ Прибалтйскаго края; временный правила 1866 г. оставили ведомство государственныхъ имуществъ въ очень неопредЬленномъ положешй; затемъ вместо прежнихъ палатъ въ губершяхъ были учреждены управлешя государственныхъ имуществъ, и вел власть была сосредоточена въ рукахъ управляющаго ясударствевными имуществамп, который, помимо своихъ прямыхъ обязанностей, состоитъ членомъ многихъ губернскихъ присутств1й, где необходима защита пнтересовъ ясударствевнаго имущества. Въ его ведеши состоять начальвики отдельныхъ хозяйственныхъ отраслей, леснпч1е, землемеры ц чиновники особыхъ поручешй. Когда было учре ждено сначала м-во земледел]я и государствен ныхъ имуществу а потомъ главное у прав л еш о земледел1я и землеустройства, управлешя государ ственныхъ имуществъ были переименованы въ управлешя эемледел1я, а управляюиие государствен ныхъ имуществъ—въ начальниковъ управлешй