
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
355 ГОРЬКТЙ 356 акаде&пн готовность руководиться въ определенш литературнаго ранга писателя полицейскими со ображениями о политической его благонадежности. Инцидент* съ Г. пнълъ печальный нослъдств1я для только-что соэданнаго разряда «изящной сло весности»: Короленко и Чехов*, возмущенные мо тивировкою неутверждешя выбора Г., вернули свои академичесше дипломы. Съ начала 190О-хъ гг. Г. почти исключительно посвящаетъ себя театру. На первыхъ порахъ и здесь его ждалъ огромный успехъ. «М4щане» (1901) п особенно «На дне» (1902), по ставленные съ поразительнымъ совершенствомъ театромъ Станиславская, обошли все сцены Mipa. Дальнейший его пьесы: «Дачники», «Дети Солнца» имели уже успехъ средшй. Это совпадаешь съ об щи мъ ослаблешемъ успеха Г.; спросъ насочинешл его, насколько онъ былъ деломъ моды, чрезвычайно упалъ. Въ начале 1905 г. Г . снова прпковалъ къ себе внимаше всего Mipa, въ связи съ кровавыми событиями 9 января. Накануне этого дни Г. при нял* учаспе въ известной писательской допутацш, которая сочла своимъ нравственным* долгом* от правиться къ кн. Святополкъ-Мирскому и просить его не допускать кровопролитий. Мудрая полпщя усмотрела въ депутацш «временное правительство»: почти все члены ея были схвачены и посажены въ крепость. Г. больше всехъ былъ «скомпрометиро ван*», потому что при обыске у него нашли набро сок* призыва общества къ протесту противъ событий 9 января. Весть объ аресте Г. произвела огромную сенсащю въ Европе, где она распространилась вместё съ иэвеспемъ, будто бы Г . ждет* смертная казнь. Везде, не исключая отдаленной Португалии, собирались митинги, и образовывались комитеты, посылавшие телеграммы и адрссы царю п мини страм* съ просьбою о помиловаши знаменитая писателя. Страна Ибсена надеялась, что «гешальное перо» Г . не будетъ вырвано изъ рукъ его. Г. былъ освобожден* после нескольких* недель заключешя, очень дурно повл1явшнхъ на его шаткое здо ровье. После 17 октября при ближайгаемъ участии Г. была основана въ Петербурге сощалъ-демократическая газета «Новая Жизнь». Г. выступилъ въ ней съ рядомъ фельетонов*, въ которыхъ всей со временной культуре въ чрезвычайно резкой и безпощадной форме бросались упреки въ пошлом*, себялюбивом*, трусливом*, фарисейскомъ «мещан стве». Не делалось никакого псключешя для лите ратуры и искусства; Левъ Толстой попалъ въ число «мещанъ». Эти нападки, въ свою очередь, вызвали не менее страстные ответные упреки Г. въ «хам стве». Въ начале 1906 г. Г. отправился за границу чрезъ Финляндию, где онъ пользуется широкою по пулярностью; затемъ съ большим* внимашемъ онъ былъ приветствуомъ въ Швецш, Данш и Берлине, где въ его честь устраивались собрашя и банкеты. Въ Гермаши Г. началъ энергичную кампашю про тивъ подготовлявшагося министерствомъ ВиттеДурново внёшняго займа. Въ страстном* воэзванш, озаглавленном* «Не давайте денег* русскому пра вительству», Г. доказывалъ европейскимъ капита листам*, что, поддерживая представителей русскаго стараго режима въ одинъ пзъ самых* критических* для него моментов*, они душат*» молодую свободу русскаго народа. Того же страстною ненавистью къ правительству проникнуто письмо Г. къ председа телю французская «Общества друзей русскаго на рода», Анатолю Франсу. Весною 1906 г. Г. отпра вился въ Америку. Первые шаги его на американ ской почве прошли блестяще. Всякое его слово подхватывалось, эа каждым* шагомъ следили; со ставился особый комитет* американских* писате лей, съ Марком* Твеном* во главе, чтобы дать ему торжественный банкетъ. И все вто черезъ н е сколько дней сменилось всеобщим* погодовашем*. Содержатель отеля, где поселился Г., узнав*, что «законная» жена I . осталась въ Poccin, а сопро вождавшая его дама—только «гражданская» его жена, попросплъ его оставить отель. Этотъ отказ* повл1ялъ не на одних* только содержателей дру гих* отелей, тоже не пустившихъ къ себе Г. Твепъ поспешплъ отказаться отъ банкета; печать ополчи лась противъ «безнравственности» Г. Ему прошлось оставить Америку, все еще не освободившуюся отъ гнета условной мещанской морали и лицемерная англо-саксонская caht'a. Вернувшись въ Европу, Г. поселился на о-вё Капри, гдё, какъ и вообще во всей Италш, пользуется чрезвычайной популяр ностью. Ставъ эмигрантом*, Г. тесно примкпулъ къ партсйной работе русской сопдалъ-демократш, принимая деятельное у часта е въсъеэдахъ, нздашлхъ и другихъ начинашяхъ партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую известность Г. однимъ непосредственнымъ свойствамъ его таланта. Въ наше время уснленпаго об щения даже между самыми отдалепными пунктами земного шара всякое лвлеше, которому по тёмъ или иным* причинам* удалось обратить на себя внима ше, npiodpeTaerb известность, о которой прежде не могло быть речи. Къ каждому источнику света приставленътеперь огромнейший рефлекторъ,къкаждому источнику звука—гигантский рупоръ. Несомненно, что элемент* моды, помноженный на увеличительную силу новейшая междуобластного п международнаго обмена, сыгралъ крупнейшую роль въ размерахъ успеха, доставшаяся на долю Г. Темъ но менее, самый успехъ эаслуженъ имъ вполне за конно. Онъ обусловлен* прежде всего темъ, что у Г. яркое, истинно-художестненное дароваше, кото р а я не решаются отрицать самые злые ненавист ники его. Основныя свойства его таланта: замеча тельная наблюдательность и колоритность, зара жающая читателя свежесть восприятия, высокое развитее чувства природы, первостепенная мет кость афоризма. Наблюдательность Г. особаго рода: онъ никогда не тонетъ въ реалистических* мелочах*, схватывая немного, но зато самыя основ ныя черты. Отсюда замечательная сжатость: лучший вещи Г. очень невелики, это все очерки отъ 20 до 60-ти страницъ. Въ связи съ даромъ чрезвычайносгущенная творчества находится и удивительная колоритность Г. Жизнь сера, а русская въ особен ности; но 'зоркий глазъ Г. скрашивает* тусклость обыденщины. Полный романтических* порывов*, Г. сумел* найти живописную яркость тамъ, где до него видели одну безцветную грязь, и вывелъ пред* изумленным* читателем* целую галлерею типов*, мимо которыхъ прежде равнодушно проходили, не подозревая, что въ них* столько захватывающая интереса. Г. «новы все впечатлёшл б ь т я » ; это со общает* силу его лиризму и дает* ему ду шевный подъем*. Неизменно воодушевляет* Г. природа. Почти въ каждомъ изъ удачныхъ разска зовъ его есть прекрасный п чреэвычайпо-свособраэныя оппсашя природы. Это—не обычный пейзажъ, связанный съ чисто-эстетическою эмоидею. Какъ только Г. прикасается къ природе, онъ весь поддается очарованию великаго ц е л а я , которое ему всего менее кажется безстрастнымъ и равнодушно-холоднымъ. Въ какой бы подвал* судьба ни забросила героевъ Г., они всегда под смотрят* «кусочек* голубого неба». Чувство кра соты природы—особенно яркое и манящее въ «Ко новалове» и «Мальве»—захватывает* Г. и е я гс-