
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
179 ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 180 Руссо, ио. разумеется, это влиенне выступаетъ не въ вопросе объ отношенш протестантскихъ правительствъ къ католикамъ, а въ томъ, что сказано было имъ о веротерпимости. Король, по его м н е т ю , не молсет* требовать послушания въ делах* веры; люди, издаюшде законы по такимъ вопросамъ, открыто превышают* свою власть; они должны предоставить одному Богу заботу о наказании еретиков*, разъ последний не тревожатъ общественииаго cnoKoiicTBifl. «Я называю—писалъ Бейль— пшруииителямп такого спокойствие только техъ, исто бродптъ по стране съ целью грабежа и разбоя, гЬхъ, исто поднимаетъ бунтъ въ городах* и не позволяет* гражданамъ пользоваться сво нмъ имуществомъ, правами и дееспособностью»... «Я не считаю существеннымъ признакомъ рели гиозной! свободы право держать храмы и совершать публично богослужеше, а также право устраивать релнпозныя процессии; достаточно иметь разр е ш е т е собираться, совершать богослужение и сисромно разсуждать, высказываясь въ пользу своего вероисповедание и противъ отличных* отъ него доистрннъ». Бейль, каисъ кальвнннстъ, допускаетъ возможность для правиительствъ обезпечнть первенство реформатской религии. Это перненство сказывается въ томъ, что она одна имеетъ иираво публичнаго отправления богослужение, а остальп ы я - л и ш ь право домашнлго, частнаго культа. Бейль прпзнавалъ таисже за государствомъ право карать ифеступлешя чисто-релипознаго хараистера, каисъ-то: отрицание Бога христианином*. Обо всемъ этомъ не мешает* вспомнить при передаче воззрение Руссо на отношение государства исъ церкви. Поборнпкъ терпимости, более того—религиозной свободы, го товый признать, что изъ пределовъ государства долженъ быть пзгнанъ пзъ всехъ догматовъ только одинъ—догматъ преследование за веру, — Р у с с о въ то же время требовал* признание гралсдаиами пекоторыхъ основныхъ истинъ стольисо же релииознаго, скольисо н гралсданскаго харак тера. Въ письме къ своему лсеневсисому другу Мульту отъ 17 февраля 1763 г. онъ заявляетъ: «Я въ отношении исъ релипи терпнмъ по принципу, какъ христианина Я отношусь терпимо ко всему, за исключением* нетерпимости». Въ своихъ «Ппсьмахъ съ горы» онъ высказываетъ то же начало, говоря: «Сановники и короли не могутъ иметь авто ритета надъ душами, если только лирди повинуются заисонамъ государства. Не дело сановнписовъ и монар хов* вмешиваться въ то, что будетъ въ загробном* мире, надъ исоторымъ онп не имеютъ наблюдения!» Все это не мешаетъ тому, что въ «Обгдественномъ договоре» тотъ же Руссо раэличаетъ въ релипи двоякаго рода догматы: одни, устанавливая прин ципы нашихъ обязанностей, служатъ основой мо рали, другие носятъ спекулятивный хараистеръ. Только первые подлежать в е д е т ю правительства. Въ «Нисьмахъ съ горы», защищая ту же мысль, Руссо полснлетъ, что правительство въ праве изгонять вредныя мнения, направленный исъ тому, чтобы разрубить социальную связь, соединяющую гралсданъ одиюго государства. Н е отрпцаетъ таислсе Руссо за государствомъ и права регулирования культа граждан*. Въ своей «Исповеди савойскаго вшсарие» онъ говорить, что лишь одинъ суверенъ имеетъ право устанавливать этотъ культъ. Во всемъ этомъ онъ мало расходится съБеЙлемъ; оба одинаково примьикаиотъ исъ темъ порядкамъ отношений между государствомъ и церковью, какие установлены были в* Ж е н е в е Кальвином*. «Я -лселал* бы—пишет* Руссо въ X исниге «Общественнаго договора»—чтобы в* каждомъ государстве имелся сводъ морали или некоторое гражданское вероисповедание, тсоторое въ своей положительной части содержало бы социаль ные принншпы, обязательные для каждаго человёиса». Догматы этой гражданской релипи должны быть, по м н е т ю Руссо, простыми и малочисленными. Существование Божества могущественнаго, разумнаго, благодЬтельнаго, всевидящаго и пекущагося о людяхъ, загробная жизнь, какъ блаженство для праведньихъ, наказание злыхъ, святость общественнаго до говора и законов*,—таисовьи пололсительньие догматы. Отрицательные лее догматы, т.-е. догматы, недоииустимые въ государстве, все сводятся исъ одному— исъ нетерпимости. Р е л и п и , ея придерживающиеся, доллены быть изгнаны изъ пределовъ государства. Такимъ образомъ Руссо, подобно Кальвину, видит* основание исъ пепшоченпио исатоликовъ пзъ пределовъ кальвинистской гражданственности, по только по тому, что католики не желают* допускать терпи мости по отношений исъ другимъ церквам*. Въ то же время онъ не отрпцаетъ у власти права удале ния пзъ государства каждаго, кто не придерживается перечисленныхъ имъ догматовъ. «Изгнать его сле дуетъ не каисъ нечестивца, а какъ человека антиобществевнаго, неспособнаго увалсать эаисоны, спра ведливость и лсертвовать жизньио ради долга. Если кто-нибудь, признав* публично эти догматы, поступает* таисъ, каисъ-будто онъ не верить в ъ нпхъ, — да будетъ онъ наисазанъ смертью. Онъ совершиилъ величайшее изъ преступление: онъ солгал* передъ лицомъ закона». Монтескье не сравненно шире Руссо въ своем* учении о рели гиозной свободе, но все же опъ не отступает* передъ мыслью предоставить государю право не терпеть въ свопхъ владенилхъ исповедание новыхъ веро учение, еще не пустпвшнхъ корней въ стране. «Когда имеешь возможность допустить пли не допу стить новую веру въ государстве, не следуетъ ее допусисать; но разъ религия утвердилась, нужно относиться исъ ней терпимо». Монтесисье объясняетъ причину, по которой надо избегать релипозныхъ новшествъ: когда заролсдается религия, она обык новенно приспособляется къ тому устройству пра вительства, которое имеется въ данной стране; сле довательно, для государства не безразлично, если въ немъ утвердятся религии, не приспособившимися къ его порядкамъ, и государь, приступающий исъ изме нений господствуиощей веры, подвергаетъ себя боль шой опасности. Ьольтеръ, несмотря на свое явно враждебное отношение къ христпенству, пошел* дальше другихъ въ отстаивании принципа свободы совести. Онъ строилъ свое учение на естествен ном* праве, на которомъ, по его мнений, опи рается и право положительное. Естественное же право гласить: не делай того другимъ, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Нельзя понять— говорить Вольтеръ—каисъ, следуя этому началу, одинъ человеисъ можетъ сказать другому: верь въ то, во что я верю, и во что ты не можешь верить, иначе ты погибнешь («Траистатъ о веротерпимости», 1763 г., гл. T I ) . Государь не имеетъ никакого права прибе гать исъ насилий, чтобы принулсдать людей къ вере, по своему существу предполагаиощей выборъ и сво боду. Моя мысль таисъ же мало способна подчииннться чужому авторитету, каисъ п мое здоровье. Свобода совести есть право, которое все люди по лучили отъ природы вместе съ жизнью. Никто поэтому не можетъ быть принуждаем* исъ уча стию въ какомъ-либо публично производимомъ релипозномъ действие. Иапротивъ того, каждому дается право отправлять свободно, публично или частнымъ образомъ культъ, согласный! съ его верою. Вольтер* энаеть, впрочемъ, одно ограничение: подобно