
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
§ 12. Способы передвижения 829 скипать, и судно теряет скорость; надо или «уваляться*—пойти полнее, или, не меняя курса, поставить паруса ближе к диаметраль* пон плоскости судна. Самое простое правило управления пару* сами: лечь на желаемый курс и сначала слегка потравливать (отпу скать) шкоты, чтобы паруса немного заполоскали впереди, и затем осторожно выбирать (тянуть) шкогы до тех пор, пока заполаскивашге прекратится. Это будет наиболее выгодное положение парусов. При перемене галса повороты производят двумя способами: при повороте оверштаг судно проходит положение левэнтик, т. е. проходит линию ветра носом; более опасный при сильном ветре и » порот фордевинд, когда судно проходит линию ветра кормой (pire. 173 и 174). (О поворотах и лавировке подробнее см. у Благодарена, Людевига и др.). При плавании под парусами по реке приходится часто лавиро вать из-за изменения направления реки, и итти то под одним бере гом, то под другим, пересекая вкось изгибы реки. При встречном ветре на реке, когда невозможно итти под пару са мн, можно воспользоваться пловучим якорем («водяным пару сом))): перед лодкой надо спустить в воду густую елку, привязав ее вершиной к лодке. Течение будет тащить ель, а за ней и лодку против ветра. Пловучий якорь делают и иэ брезента или тента, надетого на раму в виде плоского мешка и спущенного перед лод кой па веревке; к нему привязывают груз, чтобы он не всплывал. Пловучий якорь применяют также π в море для уменьшения дрейфа, когда нельзя из-за ветра и волны итти вперед. Плавание под парусами требует впимания со стороны всех участШ ков. При сильном порыве ветра или неумелом повороте лодка 1 cifjTbHo накреняется и может черпнуть бортом или опрокинуться. В этом случае все пассажиры наваливаются на другой борт, соблю дая прп атом осторожность, чтобы не опрокинуть лодку, а руле вой выводит лодку из опасного курса. Во время порывистого (шква листого) ветра рулевой должен внимательно следить аа измене нием ветра и держать шкот в руке, чтобы можно было быстро вытра вить его. Фалы должны быть креплены так, чтобы в любой момент парус монсно было убрать и свернуть. Описание такелажных работ—закрепление снастей, завязыва ние узлов, сращивание концов и д р . , см. гл. V I , § 29. Йоторы. За последние десятилетия вошли в широкое употребле ние различные лодочные моторы. Описание их типов и способы уста новки даны в гл. I X , § °6. Здесь мы отметим только преимущества π недостатки применения моторов для исследовательских работ. Для исследования больших рек и озер очень удобны большие лодки с сильным постоянным мотором. Такая лодка позволяет быстро забросить людей и грузы в нужные пункты для детальных или ста ционарных работ; при маршрутных работах большая моторная лодка может служить базой, быстро переходящей от одного ночлега до другого, а исследователь передвигается на маленькой лодке с подвесным мотором или на веслах. Если моторная лодка недоста точно груэоподъемна, она может буксировать одну или две лодки с грузом в 2—3 τ и более. Удачное комбинирование моторных и гребных судов позволяет значительно ускорить темпы работы и расширить радиус действия экспедиции.