
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕМОНТ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ 785 бенно часто появляются задиры на направ ляющих станин продольно-строгальных и продольно-фрезерных станков. Задиры образуются как на направляющих станка, так и на сопряженных с ними поверхно стях столов, суппортов и т. п. Своевремен но не ликвидированные или не нейтрали зованные задиры увеличиваются в раз мерах и содействуют появлению новых. Задиры на направляющих возникают из-за контактного схватывания однородных или близких по структуре и свойствам метал лов в результате местного увеличения дав ления между трущимися поверхностями. Последнее может иметь место, в частности, при нарушении прямолинейности направ ляющих вследствие их износа нли переко сов из-за неравномерной осадки фунда мента. Возникновение задиров по указанным причинам может быть предупреждено наблюдением за исправностью смазочной системы и чистотой заливаемого в смазоч ную систему масла, за состоянием кровли цеха, а также путем устройства защитных приспособлений, а при ремонте установкой пластмассовых наделок (см. раздел «Изго товление и применение при ремонте обо рудования неметалл ических деталей». Извернутость станины может образо ваться в процессе эксплуатации станка вследствие неравномерного оседания фун дамента. Поэтому станки с длинными ста нинами должны устанавливаться, как правило, на регулируемых башмаках без заливки станин цементным раствором. При такой установке имеется возможность пе риодически исправлять образовавшуюся извернутость станины. Проверку станин длинных станков на прямолинейность и спиральную извер нутость с целью предупреждения задиров следует производить ежемесячно. Если обнаруживается извернутость ста нины, смонтированной на подкладках с заливкой цементным раствором, необ ходимо освободить от цементной заливки участки станины, оказавшиеся ниже обще го ее уровня, подклинить их до получения правильного положения станины, после чего вновь залить цементным раствором. Образовавшиеся задиры устраняются механической или ручной обработкой направляющих или заделываются. Устра нение задиров путем механической обра ботки направляющих не всегда целесооб разно, так как при этом с рабочих поверх ностей направляющих снимается значи тельный слой металла, что при частом выполнении может приводить к значитель50 Справочник механика т. I I 1720 ному сокращению срока службы станка. Поэтому во многих случаях предпочитают производить заделку задиров. Заделка заднров на рабочих поверхно стях направляющих обычно осуществляет ся одним из двух способов: запайкой или металлизацией. З а п а й к а з а д и р о в может произ водиться баббитом, желательно высокооловянистьгм (Б83), в качестве флюса при этом применяется хлористый цинк. Д л я подготовки поверхности к запайке производят разделку задиров, обезжири вание поверхности и снятие окислов. Разделка задиров производится шабе ром. При этом задиру должна быть при дана форма, показанаа^мл пая на фиг. 46. Д л я обезжиривания на поверхность, под лежащую запайке, на сыпают кальциниро ванную соду и разбавф и г > 4 6 Ф о р м а ЛЯЮТ ее ВОДОЙ ДО Об- разования кашицы, затем металл и чес кой щеткой протирают поверхности зади ров и смывают содовый раствор водой. Эту операцию повторяют несколько раз до получения вполне чистой поверхности. Обезжиривание можно производить также высококачественным бензином (желатель но марки Б-70). При запайке задиров на деталях, имею щих небольшую массу, процесс можно вести без предварительного подогрева детали. Тепло, выделяемое паяльником, в этих случаях обеспечивает прогрев поверхности задира. При запайке задиров в деталях крупных габаритов, представ ляющих собой большую массу металла (станины станков и т. д.), необходимо перед пайкой производить предварительный по догрев запаиваемой поверхности. Д л я этого может быть использован метод индук ционного нагрева, осуществляемый с по мощью катушки, питаемой от понизитель ного сварочного трансформатора ти па СТ-25. Нагрев детали регулируется при этом изменением сопротивления цепи с помощью регулятора, соединенного с трансформатором (фиг. 47). Температура нагрева проверяется по интенсивности испарения капли воды на нагретой поверх ности. Если на прогретой поверхности направляющей заметно окисление, надо войлочным тампоном, смоченным в 10% -ном растворе соляной кислоты, снять окисел с запаиваемой поверхности и обработать ее флюсом. разделки задира перед запайкой,