
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
814 В А Г О Н Ы Коэфициент тепловой инерции кузова опре деляется по формуле проф. Л . А. Семёнова у = 1? *^прив г р общ , (59) где В—коэфициент теплопоглощения соот ветствующей поверхности о г р а ж д е ния кузова (боковые и лобовые стен ки, п о л , потолок-, окна и т . д.) в ккал/м час°С, 2 1,08 "в + лучистой энергией солнца на единицу п о в е р х ности, расположенной любым образом отно сительно направления солнечных лучей» Н а п р я ж е н и е солнечной радиации на вер т и к а л ь н у ю поверхность обозначим через д , на горизонтальную — q и н а к л о н н у ю — q . Д л я безоблачных дней н а п р я ж е н и е солнеч ной радиации ц на н о р м а л ь н у ю к направ лению лучей поверхность, р а с п о л о ж е н н у ю в определённой точке земного ш а р а , вычисляет ся по эмпирической формуле проф. С. И . Са винова в z H н о р м Уa Чнорм = 600 А s i ^ ^ C l —соответствующая внутренняя по верхность о г р а ж д е н и я кузова вагона в м; Кприв — приведённый коэфициент теплопере дачи ограждений всего кузова в n 2 F ™1 > ал м2цас (> 61 где ккал/м час° 2 С; 2 Робщ — о б щ а я площадь н а р у ж н ы х поверх ностей ограждений кузова в м . Как следует из структуры формулы (59), коэфициент ф зависит от a , Y Р , F и Кприв* » е. от строительных особенностей кузова: размеров кузова и всех его о г р а ж дений, материала ограждений, расположения слоёв материала, их толщины, коэфициентов теплопередачи н а р у ж н ы х ограждений и т. д . Значение ф не зависит от системы отопле н и я , но величина его меняется в зависимости от периода колебаний z, т. е. от режима эксплоатации отопительной системы. Коэфициент тепловой инерции деревянного к у з о в а (каркас металлический) четырёхосного изотермического вагона равен: ф = 5,7 (изоля ц и я — шевелин) и ф = 5,2 (изоляция — мине ральный войлок). И з формул (44) и (59) можно получить следующее выражение e gt общ n т Л — высота стояния солнца в г р а д у с а х ; А—среднее значение н а п р я ж е н и я сол нечной радиации на границе атмосфе ры д л я среднего расстояния от земли до солнца; А= 1,89 кал/см мин. 600—переводной козфициент (из кал}см мин 2 2 в ккал}м час)\ 2 'о -- — отношение среднего расстояния г<> от землн до солнца к расстоянию г в рассматриваемый период года. Этоотношение изменяется в пределах от 0,97 до 1,03. В расчётах вагон ных конструкций можно принимать - > - • • * 1.0; С — эмпирический коэфициент, х а р а к т е ризующий состояние атмосферы & отношении её лучепоглощающей способности и зависящий от измене ния коэфициента прозрачности р; х с c (62> i - р • (GO) З а д а в а я с ь расчётным перепадом темпера т у р t — t в 20 — (—35) = 55°, амплитудой Л / < 3,0° и т = 0,3, получим необходимое д л я пассажирских вагонов значение ф: g H , ф = = *n(te — t) H ~А~ „М-55 "-~3^" = 5 > с 5 Это значение ф получено без учета влияния излучения отопительной системы, наличия п а с с а ж и р о в , мебели и т . п . , поэтому коэфи циент ф завышен на 10—15%. Определение количества тепла, вносимого лучистой энергией солнца через ограждения кузова В технических расчётах под терминами облучательная способность солнца или на п р я ж е н и е солнечной радиации понимается количество т е п л а в ккал/час, доставляемого лучистой энергией солнца нч 1 м поверхности, расположенной нормально к направлению солнечных л у ч е й . В дальнейших выводах (по И . К. Раэумову) под термином солнечная р а д и а ц и я подразу мевается количество тепла, доставляемого 2 р — коэфициент прозрачности атмосферы, изменяющийся в пределах от 0,70 д о 0,80 в зависимости от времени года, времени дня и метеорологических особенностей местности. В дальнейших расчётах д л я географической широты местности 9 =40Н-50° п р и н я т о р = 0 , 7 5 чему соответствует С = 0,333, а д л я широтыср = 60° соответственно р = 0,77 и С = 0,30. Значение высоты стояния солнца д л я л ю бого момента времени вычисляется по у р а в нению г х х sin ft = ccs 8 cos ? cos где к -f- sin 5 sin «p, (63) < — географическая широта местности; p о — склонение солнца в г р а д у с а х ; ^ — часовой угол в г р а д у с а х истинного с о л н ц а , отсчитываемого от полудня. К а ж д ы й час времени соответствует часо вому у г л у f, равному 15°. Для географических шнрот местности 5 = 40 -г 60°; в зависимости от времени года величина ft колеблется в пределах от 6,5 дс 73 5°. ' П р н Л = 73,5°, р = 0,75 н ^ = 0,333 sin ft + C - ° ' 7 4 T - Величина у г л а В на 21-е число каждогомесяца выбирается по данным т а б л . 14.