
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПРОЧНОСТЬ ВАГОНА 725 Р а с ч ё т н а я схема котла ци с т е р н ы представляет собой тонкостенную оболочку. Расчёт котла производится на вну треннее давление и на вертикальную и боковую нагрузки. В расчёте на внутреннее давление, помимо основных напряжений, опреде ляются н а п р я ж е н и я , связанные с нахлёсточными швами, и н а п р я ж е н и я в зонах с о п р я ж е ния различных поверхностей, образующих оболочку котла. В расчёте на вертикальную и боковую на г р у з к и , помимо н а п р я ж е н и я в котле, рассма триваемом как б а л к а на двух опорах, определяются местные н а п р я ж е н и я в зонах опирания котла. При этом допускается днища в схеме оболочки рассматривать плоскими. В расчёте безрамных цистерн от действия продольных н а г р у з о к , помимо основных на п р я ж е н и й от изгиба и сжатия (растяжения) котла, рассматриваемого к а к б а л к а , опре деляются местные н а п р я ж е н и я в оболочке, в зонах приложения этих н а г р у з о к . Расчётные схемы элементов кузовов гру зовых вагонов от действия усилий тормозной системы и специальных механизмов устанав ливаются в зависимости от нх конструктив ного взаимодействия. Для обеспечения прочности к у з о в о в г р у з о в ы х в а г о н о в от на грузок, н е у ч и т ы в а е м ы х в расчё те, предусматриваются следую щие дополнительные условия. В крытых вагонах торцевые стены с глад ким металлическим листом или с деревянной обшивкой усиливаются стойками в количестве не менее двух штук (не считая угловых стоек). Эти стойки выполняются т а к , чтобы суммар ный момент сопротивления всех концевых стоек (без угловых) составлял не менее 150 см . Момент сопротивления сечения каждой стойки подсчитывается относительно оси, параллель ной поперечной оси вагона. В расчётное сече ние стоек торцевой стены, имеющей металли ческую обшивку, вводится часть листа обшивки (табл. 16). Лобовые стены из волнистой штампован ной стали выполняются так, чтобы нх момент сопротивления относительно вертикальной оси составлял не менее 75 см* на 1 м внутренней ширины вагона. Толщину листов в этом случае принимают не менее 3 мм (для крытых ваго нов в верхней части стены допускаются листы толщиной 2 мм). Толщина листов гладкой стальной обшивки вагонов, рекомендуется не менее: 4 мм в ниж ней части боковых и торцевых стен и в раме, 2,5 мм в верхней части стен и 1,5 мм на крыше. Угловые стойки полувагонов с торцевыми дверями и боковыми стенами с деревянной об шивкой выполняются так, чтобы момент сопро тивления каждой составлял не менее 75 см . Заделка в буферном брусе стоек торцевых стен предусматривается равнопрочной сечению самих стоек. г 3 Д л я расчета рам тележек грузовых ваго нов, предназначенных д л я подкатки под кузова различных вагонов, в качестве на г р у з к и брутто принимают наибольшую на г р у з к у , допускаемую типом о с и , поставленной в тележке. Рамы тележек грузовых в а г о н о в , предна значенных для цистерн, проверяются т а к ж е на нагрузку от гидравлического у д а р а , опреде ляемую по формуле (2). Р а с ч ё т н а я схема рамы те л е ж к и представляет собой в общем случае пространственную статически неопределимую р а м у , н а г р у ж е н н у ю системой пространствен ных н а г р у з о к . При наличии в р а м е плоскостей симметрии рекомендуется н а г р у з к у , действую щую на раму, р а з л а г а т ь на схемы симметрич ные и антисимметричные относительно этих плоскостей. При наличии д в у х вертикальных плоскостей симметрии т а к и х схем получается четыре: симметричная относительно обеих плоскостей, две антисимметричные относи тельно каждой из плоскостей и антисимметрич ная относительно обеих плоскостей (косо симметричная). В каждой из у к а з а н н ы х схем нагрузок целесообразно рассматривать от дельно схему у с и л и й , действующих в верти кальной и горизонтальной плоскостях, выби р а я для каждой из групп усилий соответству ющую расчётную схему, наиболее простую, но позволяющую с достаточным приближе нием выяснить н а п р я ж ё н н о е состояние эле ментов рамы. При расчёте рамы на горизон тальные у с и л и я последние следует располагать в одной п л о с к о с т и , которая д о л ж н а совпадать с плоскостью расположения наибольшего числа элементов р а м ы . Горизонтальные силы, не л е ж а щ и е в выбранной плоскости, переносятся в неё, а пары с и л , в о з н и к а ю щ и е при т а к о м перенесении, учитываются в схеме соответ ствующих в е р т и к а л ь н ы х н а г р у з о к . Д л я определения внутренних усилий, с в я з а н н ы х со статической неопределимостью р а м , может быть применён любой из существующих методов строительной механики (метод е н л , метод деформаций н д р . ) , наиболее удобный в каждом конкретном с л у ч а е . П р и этом в эле ментах рам т е л е ж е к учитываются следующие виды деформаций. 1. Деформации изгиба учитывают во всех основных элементах рамы. Эти деформации могут не учитываться в общей схеме расчёта л и ш ь для элементов, имеющих относительно малую ж ё с т к о с т ь , при работе их п а р а л л е л ь н о с другими элементами большей жёсткости* В этом случае изгиб элементов малой жёст кости учитывается только в их расчёте на местные н а г р у з к и , п р и л о ж е н н ы е к ним не посредственно. Деформации изгиба стержней сварных рам тележек учитывают на всей их д л и н е , равной расстоя нию между точками пересе; чений линий расчётной схемы. В конструкциях литых р а м тележек при наличии в них мощных у з л о в , имеющих про тяжённость одного п о р я д к а с длиной стержней (больше /& длины с т е р ж н я ) , деформации изгиба элементов рам учитывают только иа части их д л и н ы , расположенной между грани цами у з л о в . Деформации изгиба в теле у з л а т а к и х рам учитываются условно исходя из п р е д п о л о ж е н и я линейного изменения их в теле х Расчётные схемы и основные положения метода расчёта рам тележек Р а м ы тележек рассчитывают на одновре менное действие вертикальных, боковых и кососимметричных нагрузок, а т а к ж е усилий торможения и вписывания в кривую.