
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
724 ВАГОНЫ Расчетные схемы и основные положения метода расчёта кузовов грузовых вагонов Вновь проектируемые кузова грузовых вагонов имеют металлическую несущую конструкцию. Полезные н а г р у з к и и н а г р у з к и распора сыпучих тел, действующие на деревянную обшивку, распределяются между металли ческими элементами кузова, поддерживающи ми эту обш.шку. При этом доски обшивки или пола рассматриваются как неразрезные б а л к и , а металлические элементы — как жёсткие опоры. П р о д о л ь н ы е и п о п е р е ч н ы е б а л к и р а м ы в р а с ч ё т а х на в е р т и к а л ь н ы е н а г р у з к и считаются шар нирно соединёнными между собой и боковой стеной, если последняя имеется. Сами б а л к и считают иеразрезными. При металлическом настиле пола в сечение балок вводится часть листа (табл. 16). Б о к о в ы е с т е н к и в зависимости от их конструкции р а с с ч и т ы в а ю т с я на в е р т и к а л ь н у ю н а г р у з к у к а к фер мы или балки-стенки. При этом крыша во всех кузовах, где она имеется, в расчёт не сущей конструкции не вводится. При проектировании боковых стен фер менного типа рекомендуется избегать эксцен тричного пересечения осей их элементов. В противном случае должны быть учтены на пряжения местного изгиба. В балках-стенках д л я учёта степени уча стия листа в работе на изгиб в расчёт вводятся р е д у к ц и о н н ы е коэфициенты, уменьшающие площадь сечения листа. Ре дукционный коэфициент где с — п р и в е д ё н н а я высота листа, вводимая в расчёт б а л к и стенки, в см; b — высота листа между элементами про дольного набора в см; н— критические н а п р я ж е н и я в листе, определяемые формулой (14), в кг/см ; и — действительные н а п р я ж е н и я в листе в кг(см . 2 2 Т а к к а к редукционный коэфициент за висит от действительных н а п р я ж е н и й в балкестенке, которые в свою очередь зависят от него, то этот коэфициент находится путём последовательных приближений. Д л я боковых стен с листом толщиной свыше 4 мм редукционный коэфициент допускается принимать равным единице. Листы балок-стенок рассчитываются т а к ж е на срез от действия перерезывающих сил. П р и этом участие элементов набора в вос принятый перерезывающих сил не учиты в а е т с я . Кроме того, листы проверяются на устойчивость по формуле (13). З а п а с устой чивости д о л ж е н быть не н и ж е 1,2. В расчёте рамы боковая и торцевая стены, выполненные к а к балки-стенки, могут при ниматься абсолютно жёсткими. Вертикальные и наклонные стены ваго нов, предназначенных д л я перевозки сыпу чих грузов, рассчитывают от н а г р у з к и , п е р п е н д и к у л я р н о й к их п л о скости, обусловленной распорным дей ствием сыпучих грузов. В этом расчёте: а) связи, соединяющие д в е симметричные стенки, рассматриваются к а к жёсткие; б) стойки, поставленные у мощных по перечных балок, принимаются как жёстко заделанные в них (сами поперечные балки т а к ж е рассчитывают на моменты, полученные в заделке стойки); в) все продольные и поперечные элементы незамкнутого профиля сечения считаются со» единенными между собой ш а р н и р н о , не спо собными воспринимать к р у т я щ и е моменты; г) элементы с замкнутым профилем сече ния относительно небольшой длины прини маются работающими на кручение. Боковые стены вагонов, предназначен ных д л я р а з г р у з к и на вагоноопрокидывател я х , рассчитываются на возможные схемы загруження, возникающие при опрокиды вании. При расчёте грузовых ваго н о в на п р о д о л ь н ы е н а г р у з к и принимаются следующие расчётные схемы. а) Расчётные схемы кузовов с боковыми стенами ферменного типа (с раскосами и без раскосов), рам платформ (при отсутствии металлического пола) и цистерн принимаются в виде рамы, состоящей из продольных и поперечных б а л о к . При этом в качестве про дольной б а л к и считается т а к ж е и н и ж н я я обвязка боковой стены; поперечные б а л к и , жёсткость которых в горизонтальном н а п р а в лении относительно мала, в расчётную схему могут не вводиться. б) Расчётные схемы кузовов с цельнометал лическими боковыми стенками отличаются от схем пункта «а» только тем, что боковая стенка этих кузовов в средней части (между шкворневыми балками) учитывается пол ностью работающей (соответствующий элемент расчётной схемы располагается по осевой ЛИНИИ, проходящей через центры т я ж е с т и сечений боковой стены), а на консольных частях в работе участвует только её н и ж н я я обвязка. Допускается при определении лишних неизвестных в статически неопределимых схемах кузова рассматривать плоскую схему рамы д л я усилии, действующих в её плоскости. При этом в схему и д л я средней части бо ковой стены вводится только н и ж н я я обвязка (на полученное продольное усилие в нижней обвязке боковую стену в средней части рас считывают на изгиб и р а с т я ж е н и е или сжатие с учётом работы всего сечения). в) При расчёте р а м , имеющих расчётные схемы, у к а з а н н ы е в п у н к т а х еа» и «б», на дейст вие усилий, приложенных по оси автосцепки с небольшим (не свыше 30 мм) эксцентриситетом относительно оси продольных (хребтовых) балок, допускается принимать упрощённую расчётную схему, состоящую из одних хреб товых балок, свободно опёртых по концам. г) Расчётная схема цельноцесущих (метал лических) грузовых вагонов с металличе ским листом пола, сваренным или склёпан ным с рамой, принимается такой ж е , к а к и схема цельионесущих (металлических) пасса ж и р с к и х вагонов, только крыша в эту с х е му не в водится.